1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивный туризм"

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
Автор-составитель: Мартынов Денис Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 11-17 лет
Срок реализации программы: 4 года
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный
туризм» реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности. Предлагает
курс обучения туристскому мастерству, основным умениям и навыкам в области
спортивного туризма.
Актуальность программы
Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение. История за многие
годы накопила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы
туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления
здоровья, развития коммуникативных способностей обучающихся. Туристские слеты и
соревнования предоставляют обучающимся возможность свободного общения со
сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют
изучению Родины.
Дети приходят в детское объединение, ожидая многого. Важно дать им не только
новые знания и компетенции, но и помогать реализовать их интересы. В спортивном
туризме большое внимание уделяется практической
подготовке. Обучение азам
спортивного туризма начинается задолго до выхода на местность, так как с помощью
теоретических знаний, применяемых в дальнейшем на практике и отработанных до
навыка, появляется возможность успешного продвижения вперед и достижения
поставленных целей.
Педагогическая целесообразность
В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление –
соревнования по спортивному туризму, которые постепенно трансформировались в новый
вид туристско-спортивной деятельности. С 2006 года данный вид выделен в ЕВСК
(Единая Всероссийская спортивная квалификация) как туризм спортивный (дистанция –
пешеходная).
С развитием спортивного туризма в силу специфичности содержания этой
деятельности возникла потребность в программно-методическом обеспечении
воспитательно-образовательного процесса, отборе эффективных технологий и процессов
подготовки спортсменов и команд по спортивному туризму, и вместе с тем гармоничного
развития личности обучающегося.
Отличительные особенности программы
Анализ некоторых программ («Спортивный туризм» автор А.А. Беляев;
«Спортивный туризм» автор О.В. Силина; «Спортивный туризм» автор О.Н. Якутин)
позволяет выделить в качестве отличительных особенностей то, что данная программа
адаптирована, прежде всего, под календарь мероприятий по спортивному туризму и

спортивному ориентированию спорта в Оренбургской области, предусматривает
поэтапное изучение учебного материала и своевременную подготовку к стартам, а это
позволяет более качественно подготовить обучающихся и достичь более высоких
результатов в спортивном туризме.
Усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же
темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных
способностей детей (физических, творческих, морально-волевых).
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при
проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Цель:
формирование гармонично развитой личности посредством занятий
спортивным туризмом
Задачи:
воспитательные:
- формировать бережное отношение к природе.
- воспитать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу,
ответственность, взаимовыручку;
- содействовать правильному физическому развитию обучающихся;
развивающие:
- развивать разнообразные практические навыки;
- формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
- развивать физические качества: выносливость, быстрота, сила, координация движений;
образовательные:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в
экстремальных условиях;
- повысить техническое и тактическое мастерство участников соревнований по
спортивному туризму на дистанции - пешеходной,
лыжной, спортивному
ориентированию, поисково-спасательным работам.
- способствовать закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям
внешней
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный
туризм» рассчитана на 4 года обучения в объеме 204 часов в год
Форма обучения по программе - очная, смешанная. При необходимости частично применяется
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы организации
образовательного процесса: групповые, индивидуальные.
Режим занятий:
1-й год обучения –три раза в неделю по два академических часа;

Ожидаемые результаты реализации программы
По итогам 1 года обучения не менее 20% от учащихся в объединении должны
выполнить 2-юношеский разряд по спортивному туризму. Иметь опыт участия в
соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию муниципального уровня.

2

По итогам 2 года обучения не менее 20% от учащихся в объединении должны
выполнить 2-юношеский разряд; 20% - 1-юношеский разряд. Иметь призовые места в
соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию муниципального уровня.
По итогам 3 года обучения 20% от учащихся в объединении должны выполнить
III-спортивный разряд; 20% - I-юношеский разряд. Иметь опыт участия в соревнованиях
по спортивному туризму и ориентированию регионального уровня.
Личностные результаты
1. Сформировано бережное отношение к природе.
2. Воспитаны волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициатива,
ответственность, товарищество и взаимовыручка;
3. Развиты физические качества: выносливость, быстрота, сила, координация движения.
Предметные результаты
1. Сформированы жизненно важные умения и навыки, необходимые для выживания в
экстремальных условиях: ориентирование на местности, оказание первой помощи,
организация быта, передача информации;
2. Повышено техническое и тактическое мастерство участников соревнований по
спортивному туризму на дистанции - пешеходной, спортивному ориентированию,
поисково-спасательным работам.
3. Привиты навыки обеспечения безопасности спортивных туристских походов и
соревнований.
Метапредметные результаты
1. Развиты разнообразные практические навыки: работа со специальной страховочной
системой, работа с веревками и специальным снаряжением, техническая и тактическая
подготовка.
2. Сформирован устойчивый интерес к систематическим занятиям туризмом.
3. Приобретены практические навыки и умения по закаливаю организма.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и
фиксируются в формах: аналитическая справка, видеозапись, грамота, журнал
посещаемости, маршрутный лист, материал
анкетирования
и
тестирования,
методическая разработка, портфолио, соревнований, фото, отзыв детей и родителей.

3

Отдел образования и культуры администрации муниципального образования
ГО ЗАТО Комаровский Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр «Ровесник»

Принято
решением педагогического Совета
МБУ ДО Центр «Ровесник»
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО Центр «Ровесник»
_____________О.В.Пахомова
Приказ № 31-О от «29» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
(ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ГОРИЗОНТ»)

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ - 11-17 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 4 ГОДА

Автор:

Мартынов
Денис
Геннадьевич

ЗАТО Комаровский
2023 г.

4

СОДЕРЖАНИЕ
№

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность (профиль) программы

4

1.1.2

Актуальность программы

4

1.1.3

Педагогическая целесообразность

5

1.1.4

Отличительные особенности программы

5

1.1.5

Адресат программы

6

1.1.6

Объем и срок освоения программы

7

1.1.7

Формы обучения

8

1.1.8

Особенности организации образовательного процесса

8

1.1.9

8

1.2

Режим занятий, периодичность и продолжительность
занятий
Цель и задачи программы

1.3

Содержание программы

10

1.3.1

10

1.4

Учебный план 1 года обучения
Учебный план 2 года обучения
Учебный план 3 года обучения
учебный план 4 года обучения
Содержание учебного плана 1 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения
Содержание учебного плана 3 года обучения
Содержание учебного плана 4 года обучения
Планируемые результаты

1.4.1

Личностные результаты

18

1.4.2

Предметные результаты

18

1.4.3

Метапредметные результаты

18

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

19

2.1

Календарный учебный график

19

2.2

Условия реализации программы

51

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

51

2.2.2

Информационное обеспечение

53

2.2.3

Кадровое обеспечение

53

2.3

Формы аттестации

53

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

53

1.3.2

8

13

18

5

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

53

2.4

Оценочные материалы

54

2.5

Методические материалы

54

2.6

Список литературы

56

2.6.1

Основная и дополнительная

56

2.6.2

Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

57

2.6.3

Интернет источники

57

Приложение
Приложение 1
Приложение 2

6

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный
туризм» реализуется в рамках туристско-краеведческой направленности. Предлагает курс
обучения туристскому мастерству, основным умениям и навыкам в области спортивного
туризма.
Уровень освоения программы – базовый, что предполагает использование и
реализацию

форм

организации

материала,

которые

допускают

освоение

специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живописная
Россия» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29 декабря 2012 г.);
− Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г.
протокол № 10);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта
«Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. №
467);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
− «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации (от 31 марта 2022 г. №
678-р);
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного
образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);

7

− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»);
− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
− Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная
целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
− Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования детей Центр «Ровесник», утверждѐн Постановлением МО ЗАТО
Комаровский №14-п от 23.06.2016 г;
− Положением о Туристическом клубе «Горизонт» Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования Центр «Ровесник».
1.1.2 Актуальность программы
Детско-юношеский туризм в России – это массовое движение. История за многие
годы накопила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы
туристско-краеведческой деятельности с целью развития интеллекта, укрепления
здоровья, развития коммуникативных способностей обучающихся. Туристские слеты и
соревнования предоставляют обучающимся возможность свободного общения со
сверстниками, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют
изучению Родины.
Дети приходят в детское объединение, ожидая многого. Важно дать им не только
новые знания и компетенции, но и помогать реализовать их интересы. В спортивном
туризме большое внимание уделяется практической

подготовке. Обучение азам

спортивного туризма начинается задолго до выхода на местность, так как с помощью
теоретических знаний, применяемых в дальнейшем на практике и отработанных до
навыка, появляется возможность успешного продвижения вперед и достижения
поставленных целей.
1.1.3 Педагогическая целесообразность
В 1993 году спортивный туризм выделил из своей среды новое явление –
соревнования по спортивному туризму, которые постепенно трансформировались в новый
вид туристско-спортивной деятельности. С 2006 года данный вид выделен в ЕВСК
(Единая Всероссийская спортивная квалификация) как туризм спортивный (дистанция –
пешеходная).
С развитием спортивного туризма в силу специфичности содержания этой
деятельности

возникла

потребность

в

программно-методическом

обеспечении
8

воспитательно-образовательного процесса, отборе эффективных технологий и процессов
подготовки спортсменов и команд по спортивному туризму, и вместе с тем гармоничного
развития личности обучающегося.
1.1.4 Отличительные особенности программы
Анализ некоторых

программ («Спортивный

туризм» автор

А.А. Беляев;

«Спортивный туризм» автор О.В. Силина; «Спортивный туризм» автор О.Н. Якутин)
позволяет выделить в качестве отличительных особенностей то, что данная программа
адаптирована, прежде всего, под календарь

мероприятий по спортивному туризму и

спортивному ориентированию спорта в Оренбургской области, предусматривает
поэтапное изучение учебного материала и своевременную подготовку к стартам, а это
позволяет более качественно подготовить обучающихся и достичь более высоких
результатов в спортивном туризме.
Усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же
темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных
способностей детей (физических, творческих, морально-волевых).
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при
проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
1.1.5 Адресат программы
Программа адресована учащимся 11-17 лет с учетом возрастных особенностей,
половых различий, физических возможностей, интересов детей и родителей (законных
представителей).
Для детей 8-12 лет характерно увеличение тотальных показателей физического
развития. Энергетические ресурсы в этом возрасте в значительной мере расходуются на
пластические процессы. Заметно вырастает мышечная масса, развиваются такие
двигательные качества, как быстрота, сила и выносливость. В этом же возрасте надо
планировать большой объем упражнений на гибкость.
В 11-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков наблюдается интенсивный прирост
силы. Упражнения для развития силы должны быть в основном динамическими, т.к.
сухожильная часть мышц у детей относительно невелика, что обеспечивает их большую
сократительную способность. При развитии силы нагрузки не должны быть предельными
и упражнения не должны вызывать длительного натуживания. У детей высокая
пластичность артерий, поэтому емкость сосудистого русла может увеличиваться без
существенного повышения кровяного давления. С возрастом и ростом тренированности
увеличиваются аэробная и анаэробная производительность, улучшаются адаптационные
9

реакции, уменьшается потребление кислорода на единицу работы. Однако упражнения на
развитие выносливости у детей следует применять осторожно, т.к. развитие сердечнососудистой системы и других систем не завершено. Основным средством воспитания
общей выносливости является равномерное выполнение упражнения (бег, гребля, бег на
лыжах и т.д.), продолжительность которого должна увеличиваться постепенно.
Ведущим в физиологии подросткового периода является процесс полового
созревания. У девочек оно происходит в 9-13 лет, у мальчиков в 10-14 лет. У девочек и
мальчиков быстро (скачкообразно) увеличиваются размеры тела, значительно возрастает
жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем кровообращения, мышечная сила и
работоспособность.
Формирование дыхательных мышц идет интенсивно в 12-13 лет у девочек и в 16-17
лет у мальчиков. Высшая нервная деятельность ребенка в этот период характеризуется
быстрой и прочной выработкой условных рефлексов, происходит развитие оперативного
мышления.
В 13-15 лет у мальчиков происходит ускоренный прирост мышечной силы и
выносливости, в несколько меньшей мере ловкости и быстроты. У девочек наблюдается
рост выносливости, относительная сила стабилизируется, развитие ловкости и быстроты
приостанавливается. Тренировочные занятия должны способствовать не только развитию
«ведущих» в этом возрасте качеств, но и «отстающих», в особенности ловкости, а у
девочек и быстроты.
К 15 годам мышечная масса составляет 33% к общей массе тела. В мышцах
увеличивается сухожильная часть, мышечная часть растет в меньшей мере. Создаются
предпосылки для развития силовой и скоростной выносливости, повышаются скоростносиловые качества. Упражнения для развития силы и различных форм ее проявления в
большей мере должны быть динамическими. При выборе нагрузки следует учитывать
несформированность опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
В 16-18 лет имеются благоприятные условия для развития силовых качеств у
юношей и девушек, т.к. мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их
сократительная способность и способность к расслаблению велики. Опорно-двигательный
аппарат способен выдержать значительные статические и динамические нагрузки.
Следует уделять большое внимание упражнениям на развитие скоростно-силовых качеств
и развитие силовой выносливости, как статического, так и динамического характера.
Эффективными средствами развития быстроты реакции и координационных
способностей для спортивного туризма служат спортивные игры, особенно связанные с
игрой руками (баскетбол, гандбол, волейбол, упрощенное регби и т.д.).
10

Таким образом, спортивная подготовка туристов спортсменов осуществляется на
фоне неравномерного развития их физических способностей, в одном возрастном периоде
прогрессирует сила, в другом - выносливость и т.д. В тоже время целесообразно уделять
внимание развитию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не
развиваются.
Успешность учебного процесса во многом зависит от того насколько грамотно
учитываются особенности психического развития детей, особенно в подростковом
периоде, т.к. это наиболее трудный период в жизни человека. Подростковый период, в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, длится от 13 до 16 лет. Это время
большой «перестройки» не только организма, но и личности. У детей в этот период еще не
выработаны важные жизненные умения, позволяющие пользоваться ими для созидания и
развития.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный
туризм» рассчитана на 4 года обучения в объеме 816 часа по программе и 432 часа на
походы и соревнования.
Режим обучения на 1 группу: 204 учебных годовых часов по программе и 108 часов
на походы и соревнования.
1.1.7 Формы обучения
Программа реализуется в очной ,заочной форме с применением дистанционных
технологии .
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Занятия

проводятся

в

группах

одного

возраста

постоянного

состава

и

индивидуально.
1.1.9 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Время, отведенное на обучение в первый год и в последующие, составляет 204
часов. Количество часов из расчета 6 часов в неделю на одну группу. Занятия по
программе комбинированные, включающие как теорию, так и практику.
Продолжительность занятий:

11

Кол-во

Количество

Наполняемость

часов в неделю

часов в год

групп

неделю

Периодичность в

занятий на базе школы

Продолжительность

Год обучения

1 год обучения

2 часа

3 раза

6 часов

204

14 человек

2 год обучения

2 часа

3 раза

6 часов

204

14 человек

3 год обучения

2 часа

3 раза

6 часов

204

14человек

4 год обучения

2 часа

3 раза

6 часов

204

14человек

Основными формами образовательного процесса являются: практические занятия,
игра, соревнование, слет, поход, теоретические занятия.
Группы формируются в начале учебного года на бесплатной основе. Обучающиеся
не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья для занятий спортом. Занятия
проводятся в спортивном зале. В выходные дни занятия проводятся на местности.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель:

формирование гармонично развитой личности посредством занятий

спортивным туризмом
Задачи:
воспитательные:
- формировать бережное отношение к природе.
- воспитать волевые качества: целеустремленность, настойчивость

и инициативу,

ответственность, взаимовыручку;
- содействовать правильному физическому развитию обучающихся;
развивающие:
- развивать разнообразные практические навыки;
- формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
- развивать физические качества: выносливость, быстрота, сила, координация движений;
образовательные:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в
экстремальных условиях;
- повысить техническое и тактическое мастерство участников соревнований по
спортивному

туризму

на

дистанции

-

пешеходной,

лыжной,

спортивному

ориентированию, поисково-спасательным работам.
12

- способствовать закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям
внешней
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1 года обучения (9-10 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

2
40

2
10

30

20

6

14

4.

Введение
Специальная туристская
подготовка
Спортивное
ориентирование
Пешеходный туризм

40

6

34

5.

Лыжный туризм

40

4

36

6.

Велосипедный туризм

20

4

16

40

-

40

2
204

32

2
172

1.
2.
3.

7.
8.

Общая физическая
подготовка
Итоговые занятия
ИТОГО:

Формы контроля
и/или
аттестации
беседа
беседа,
анкетирование, зачет
контрольное задание,
тестирование, зачет
беседа, анкетирование,
зачет
беседа, анкетирование,
зачет
беседа, анкетирование,
зачет
Зачет

Учебный план 2 года обучения (11-12 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

всего

теория

практика

1.
2.

2
30

2
8

22

20

6

14

4.

Введение
Специальная туристская
подготовка
Спортивное
ориентирование
Пешеходный туризм

38

4

34

5.

Лыжный туризм

38

4

34

6.

Школа безопасности

16

6

10

7.

Велосипедный туризм

18

2

16

40

-

40

2

-

2

204

32

172

3.

8.
9.

Общая физическая
подготовка
Итоговые занятия
ИТОГО:

Количество часов

Формы контроля
и/или
аттестации
Беседа
беседа,
анкетирование, зачет
беседа, тестирование,
анкетирование, зачет
беседа,
анкетирование, зачет
беседа, зачет ,
анкетирование
беседа, тестирование,
зачет
беседа,
анкетирование, зачет
зачет

13

Учебный план 3 года обучения (13-14 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля
и/или
аттестации
Беседа
беседа,
анкетирование, зачет

всего

теория

практика

2
16

2
2

14

16

2

14

Контрольное задание,

4.

Введение
Специальная туристская
подготовка
Специальная подготовка
по спортивному
ориентированию
Пешеходный туризм

40

4

36

5.

Лыжный туризм

40

4

36

6.

Водный туризм

14

2

12

беседа,
анкетирование, зачет
беседа,
анкетирование, зачет
беседа, анкетирование

7.
8.

Школа безопасности
Велосипедный туризм

20
18

2
2

18
16

9.
10.

Общая физическая подготовка
Итоговые занятия
ИТОГО:

36
2
204

20

36
2
184

1.
2.
3.

тестирование, зачет

беседа, зачет
беседа,
анкетирование, зачет
зачет

Учебный план 4 года обучения (15-16 лет)
№
п/п

Название раздела, темы

всего

теория

1.
2.

Введение
Специальная туристская
подготовка
Специальная подготовка по
спортивному ориентированию

2
16

2
2

14

16

2

14

4.

Пешеходный туризм

40

4

36

5.

Лыжный туризм

40

4

36

6.

Школа безопасности

20

2

18

7.

Велосипедный туризм

18

2

16

8.

Водный туризм

14

2

12

9.
10.

Общая физическая подготовка
Итоговые занятия
ИТОГО:

36
2
204

-

36
2
184

3.

Количество часов

20

Формы контроля и/или
аттестации

практика

Беседа
беседа,
анкетирование,зачет
Контрольное задание,
тестирование, участие в
соревнованиях по
ориентированию
беседа, анкетирование,
зачет, участие в тур.слете
беседа, анкетирование,
зачет, участие в тур.слете
беседа, участие в
соревнованиях
беседа, анкетирование,
зачет, участие в тур.слете
беседа, зачет,
анкетирование
зачет

14

1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Введение
1.1 Теория: Информация о работе объединения, техника безопасности при проведении
занятий в помещении, на улице, при преодолении естественных препятствий, правила
поведения группы при переезде на транспорте, анкетирование.
2. Специальная туристская подготовка
Теория: Специальное личное снаряжение. Работа с веревками. Работа с карабинами.
Походная подготовка. Групповое снаряжение. Движение в походе. Профилактика
опасностей и травм в походе. Организация бивачных работ. Питание в походе.
Практика: Надевание страховочной
системы. Подгонка снаряжения. Работа со
снаряжением, уход за ним, его ремонт. Самостраховка. Бухтовка и маркировка верѐвки.
Правила пользования карабинами, их назначение и применение. Установка палатки.
Укладка рюкзака. Разработка маршрута
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет.
3. Спортивное ориентирование
Теория: План. Карта. Компас. Условные знаки. Тактико-техническая подготовка. Азимут.
Движение по азимуту. Чтение карты
Практика: Работа с картой. Определение расстояния по карте, использование масштаба,
распознавание карты. Измерение расстояний по карте. Азимут на ориентир. Движение по
азимуту.
Формы контроля: беседа, анкетирование, тестирование, зачет.
4. Пешеходный туризм
Теория: Пешеходный туризм. Снаряжение Организация движения. Техника движения.
Переправы: навесная, параллельная. Спуск, подъем, траверс склона.
Практика: Организация движения. Техника передвижения. Применение снаряжения.
Отработка приемов подъема и спуска. Самостраховка.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет.
5. Лыжный туризм
Теория: Лыжный туризм. Организация движения. Техника движения Уход за лыжами.
Ремонтный набор. Снаряжение для лыжного похода. Переправы: навесная, параллельная.
Спуск, подъем, траверс склона
Практика: Применение лыж по назначению. Организация движения. Наведение
переправ. Прохождение этапов
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет.
6. Велосипедный туризм
Теория: Велосипедный туризм. Виды спортивных велосипедов. Фигурное вождение
велосипеда. Снаряжения для велопохода. Велосипедный кросс. Соревнования по
велотуризму. Организация движения. Техника движения
Практика: Круг. Восьмерка. Змейка. Перенос предмета. Зигзаг. Ворота. Стоп - линия
Ремонтный набор. Специальная одежда. Организация движения на велосипеде. Подъемы.
Спуски. Торможение. Техника движении на велосипеде.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
15

Спортивные игры. Силовая подготовка. Кроссовая подготовка
Формы контроля: зачет.

Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Ведение
Практика: Информация о работе объединения, техника безопасности при проведении
занятий в помещении, на улице, при преодолении естественных препятствий, правила
поведения группы при переезде на транспорте, анкетирование.
2. Специальная туристская подготовка
Теория: Группы узлов, их назначение и применение. Изучение «Руководства…» и
Регламента. Подготовка к туристскому слету. Подготовка к походу. Турбыт.
Планирование маршрута и графика движения. Составление раскладки. Распределение
обязанностей в группе.
Практика: Вязка узлов и применение их по назначению. Практическое применение
правил при выполнении технических приемов. Составление раскладки для многодневных
походов. Распределение обязанностей.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет.
3. Походная подготовка. Турбыт
Теория: Планирование маршрута. Распределение обязанностей в группе
Практика: Заполнение маршрутного листа. График движения. Смета питания.
Составление раскладки для многодневных походов.
Формы контроля: беседа, анкетирование, тестирование, зачет.
4. Спортивное ориентирование
Теория: Условные знаки. Чтение рельефа. Изображение рельефа на карте. Тактические
приемы спортивного ориентирования. Движение по азимуту.
Практика: Применение условных знаков при работе со спортивными картами.
Определение форм рельефа. Движение по азимуту как этап КТМ. Как взять азимут.
Формы контроля: беседа, анкетирование, тестирование, зачет.
5. Пешеходный туризм
Теория: Техника движения. Распределение обязанностей. Тактика расстановки членов
команды в туристской эстафете
Практика: Способы передвижения по различным рельефам. Наведение этапов. Тактика
прохождения дистанции. Страховка и сопровождение. Техника движения по различным
рельефам. Последовательность командных действий при работе на технических этапах.
Работа в связках. Командная работа.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
6. Лыжный туризм
Теория: Лыжный туризм. Соревнования по лыжному туризму. Тактика прохождения
дистанции
Практика: Наведение этапов. Командная работа на этапах. Страховка и сопровождение
Последовательность личных и командных действий при наведении этапов. Техническая
вариативность наведения этапов (спуск, подъем по склону, траверс склона, бревно,
навесная переправа, параллельные веревки).
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
7. Школа безопасности
Теория: Этапы маршрута. Правила соревнований. Сигналы бедствия. Передача
16

информации на расстоянии. Первая помощь.
Практика: Передача информации на расстоянии. Оказание первой помощи.
Формы контроля: беседа, анкетирование, тестирование, зачет
8. Велосипедный туризм
Теория: Велосипедный туризм. Тактика движения на велосипеде.
Практика: Фигурное вождение велосипеда. Организация движения. Техника движения.
Триал.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
9. Общая физическая подготовка.
Практика: Общеразвивающие упражнения, специальные беговые упражнения.
Спортивные игры. Силовая подготовка. Кроссовая подготовка
Формы контроля: зачѐт, тестирование.
Формы контроля: зачет

Содержание учебного плана 3 года обучения
1. Введение
Теория: Техника безопасности.
оздоровительного сезона.

Анкетирование.

Итоги

летнего

спортивно-

2. Специальная туристская подготовка
Теория: Изучение правил. Тактическая подготовка
Практика: Проведение соревнований. Основные принципы определения результатов.
Разрядные требования.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
3. Специальная подготовка по спортивному ориентированию
Теория: Рельеф, условные знаки. Топография. Тактика в спортивном ориентировании
Практика: Работа с компасом, таблицами. Принцип отметки на КП. Выбор пути
движения между КП. Планирование путей прохождения дистанции при использовании
линейных ориентиров. Особенности тактики в различных видах соревнований по
спортивному ориентированию.
Формы контроля: топографические диктанты, упражнения на запоминания знаков, игры,
мини-соревнования.
4. Пешеходный туризм
Теория: Наведение этапов. Командная работа на этапах Последовательность личных и
командных действий при наведении этапов. Техническая вариативность наведения этапов
(спуск, подъем по склону, траверс склона, бревно, навесная переправа, параллельные
веревки).
Практика: Командное прохождение дистанции Прохождение дистанций связками.
Последовательности действий, тактическое разнообразие приемов, технику безопасности
при командном прохождении этапов.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
5. Лыжный туризм
Теория: Тактическое разнообразие приемов, техника безопасности при командном
прохождении этапов.
Практика: Наведение этапов. Командная работа на этапах. Прохождение дистанций
связками и лично. Последовательность командных действий при работе на технических
этапах.
17

Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
6. Водный туризм
Теория: Водный туризм и его разновидности. Плавательные средства. Соревнования по
водному туризму и спортивные походы.
Практика: Прохождение водных препятствий. Организация страховки. Снаряжение для
водного похода
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
7. Школа безопасности
Теория: Этапы маршрута. Правила соревнований . Комбинированная пожарная эстафета
Составление маршрута.
Практика: Изготовление носилок. Транспортировка пострадавшего. Элементы ПСР
Изучение района маршрута.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
8. Велосипедный туризм
Теория: Велосипедный туризм.
Практика: Фигурное вождение велосипеда. Восьмерка. Змейка. Перенос предмета.
Зигзаг. Ворота. Стоп – линия. Триал. Канава вдоль, ров, подъем, спуск, поворот.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
9. Физическая подготовка.
Практика: Силовая подготовка. Общеразвивающие упражнения, специальные беговые
упражнения. Спортивные игры, эстафеты. Кроссовая подготовка
Формы контроля: зачет
10. ПВД и участие в соревнованиях
Практика: Участие в соревнованиях и походах

Содержание учебного плана 4 года обучения
1. Введение
Введение. Техника безопасности.
2. Специальная туристская подготовка
Теория: Изучение Правил и Регламента. Тактическая подготовка
Практика: Проведение соревнований. Основные принципы определения результатов.
Разрядные требования. Способы преодоления дистанций.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
3. Специальная подготовка по спортивному ориентированию
Теория: Рельеф, условные знаки. Правила соревнований на маркированной трассе.
Принцип отметки на КП. Классификация условных знаков. Тактика в спортивном
ориентировании
Практика: Применение условных знаков. Работа с компасом. Деление топографических
знаков по группам. Особенности техники в различных видах соревнований по
спортивному ориентированию.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
4. Пешеходный туризм
Теория: Последовательность личных и командных действий при наведении этапов.
Техническая вариативность наведения этапов.
Практика: Наведение этапов. Личное прохождение, связки. Командная работа на этапах.
Командное прохождение дистанции.
18

Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет, участие в тур.слете
5. Лыжный туризм
Практика: Последовательность личных и командных действий при наведении этапов.
Техническая вариативность наведения этапов
Практика: Наведение этапов. Личное прохождение, связки. Командная работа на этапах
Командное прохождение дистанции
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет, участие в тур.слете
6. Школа безопасности
Теория: Планирование маршрута. Пожарная безопасность. Элементы ПСР Определение
цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей.
Разработка маршрута, календарного пана похода и сметы. Особенности разработки
аварийных вариантов.
Практика: Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства
пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей
(пенный, углекислотный, порошковый). Причины возникновения лесных пожаров, как их
избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Индивидуальные укрытия, если турист заблудился.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет, участие в соревнованиях
7. Велосипедный туризм
Практика: Последовательность личных и командных действий прохождении этапов.
Техническая вариативность прохождения этапов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда. Триал. Прохождение дистанции 2-3 классов.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
8. Водный туризм
Теория: Водный туризм и его разновидности. Соревнования по водному туризму и
спортивные походы. Плавательные средства
Практика: Прохождение водных препятствий. Организация страховки. Снаряжение для
водного похода.
Формы контроля: беседа, анкетирование, зачет
9.Физическая подготовка.
Практика: Силовая подготовка. Общеразвивающие упражнения, специальные беговые
упражнения. Спортивные игры, эстафеты . Кроссовая подготовка
Формы контроля: тестирование, зачет
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы
По итогам 1 года обучения не менее 20% от обучающихся в объединении должны
выполнить 2-юношеский разряд по спортивному туризму. Иметь опыт участия в
соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию муниципального уровня.
По итогам 2 года обучения не менее 20% от обучающихся в объединении должны
выполнить 2-юношеский разряд; 20% - 1-юношеский разряд. Иметь призовые места в
соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию муниципального уровня.
По итогам 3 года обучения 20% от обучающихся в объединении должны
выполнить III-спортивный разряд; 20% - I-юношеский разряд. Иметь опыт участия в
соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию регионального уровня.

19

По итогам 4 года обучения не менее 50% от обучающихся в объединении должны
выполнить II-спортивный разряд. Иметь опыт участия в соревнованиях по спортивному
туризму и ориентированию регионального и межрегионального уровня.
1.4.1 Личностные результаты
1. Сформировано бережное отношение к природе.
2. Воспитаны волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициатива,
ответственность, товарищество и взаимовыручка;
3. Развиты физические качества: выносливость, быстрота, сила, координация движения.
1.4.2 Предметные результаты
1. Сформированы жизненно важные умения и навыки, необходимые для выживания в
экстремальных условиях: ориентирование на местности, оказание первой помощи,
организация быта, передача информации;
2. Повышено техническое и тактическое мастерство участников соревнований по
спортивному туризму на дистанции - пешеходной, спортивному ориентированию,
поисково-спасательным работам.
3. Привиты навыки обеспечения безопасности спортивных туристских походов и
соревнований.
1.4.3 Метапредметные результаты
1. Развиты разнообразные практические навыки: работа со специальной страховочной
системой, работа с веревками и специальным снаряжением, техническая и тактическая
подготовка.
2. Сформирован устойчивый интерес к систематическим занятиям туризмом.
3. Приобретены практические навыки и умения по закаливаю организма.

20

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график

№

1

Дата

Время

проведения

проведения

15.09.2023

2
19.09.2023

Тема занятия
Вводное занятие
Информация о работе объединения, техника
безопасности, анкетирование

Кол-во
часов
2
2

Специальная туристская подготовка
ОФП

20
6

Группы узлов, их назначение и применение
на практике

2

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

беседа

спорт. зал
КСОШ

Беседа, анкетирование

спорт. зал
КСОШ
рассказ,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

беседа, анкетирование

спорт. зал
КСОШ

анкетирование, зачет

3

20.09.2023
21.09.2023
22.09.2023

Прямой, встречный, схватывающий узлы

4

4

26.09.2023

ОФП. Общеразвивающие упражнения

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

5

27.09.2023
28.09.2023
29.09.2023
3.10.2023

Проводники: проводник восьмерка, двойной
проводник, австрийский проводник

4

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

анкетирование, зачет

Вязка узлов на опоре

2

спорт. зал
КСОШ

анкетирование, зачет

7

4.10.2023
6.10.2023

ОФП. Общеразвивающие упражнения

2

беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

8

5.10.2023
10.09.2023

Разбор пунктов Регламента. Раздел 3.
Приложение

6

рассказ,
практическое

спорт. зал

тестирование, зачет

6

12.09.2023

занятие

КСОШ

9

11.10.2023
13.10.2023

Практическое применение правил при
выполнении технических приемов

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

беседа, анкетирование

10

17.10.2023

ОФП. Прыжковые упражнения

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

Походная подготовка. Турбыт
ОФП

16
4

11

18.10.2023
20.10.2023

Планирование маршрута

2

беседа

спорт. зал
КСОШ

беседа

12

19.09.2023

Дневной километраж

2

беседа

спорт. зал
КСОШ

тестирование

13

24.10.2023

ОФП. Беговые упражнения

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

14

25.10.2023
27.10.2023

График движения

2

спорт. зал
КСОШ

беседа

15

31.10.2023

Маршрутный лист. Правила заполнения

2

спорт. зал
КСОШ

заполнение
маршрутного листа

16

1.11.2023
3.11.2023

Нормы продуктов на человека

2

рассказ
практическое
занятие
рассказ,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

тестирование

17

2.11.2023

ОФП. Бег на местности

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

18

7.11.2023

Смета питания

2

практическое

спорт. зал

беседа

22

занятие

КСОШ

19

8.11.2023
10.11.2023

Составление раскладки для многодневных
походов

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

тестирование

20

9.11.2023

Распределение обязанностей в группе

2

рассказ,
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

анкетирование

Спортивное ориентирование
ОФП
Условные знаки спортивных карт.
Классификация условных знаков

14
10
2

беседа

спорт. зал
КСОШ

тестирование

21

14.11.2023

22

15.11.2023
17.11.2023

ОФП. Челночный бег

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

23

16.11.2023

Применение условных знаков при работе со
спортивными картами

2

спорт. зал
КСОШ

тестирование

24

21.11.2023

Чтение объектов на карте и их сопоставление
с местностью

2

на
местности

беседа, тестирование

25

22.11.2023
24.11.2023

ОФП. Эстафетный бег

2

беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

26

23.11.2023

Формы рельефа. Понятие «горизонталь»,
«полугоризонталь», «бергштрих»

2

спорт. зал
КСОШ

беседа

27

28.11.2023

ОФП. Эстафетный бег

2

беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

28

29.11.2023
1.12.2023

Определение форм рельефа

2

беседа,
практическое

спорт. зал

беседа

23

29

30.11.2023

Азимут. Движение по азимуту. Выбор пути
межу КП. Азимут на ориентир

2

30

5.12.2023

ОФП. Бег на 30 м,60 м

2

31

06.12.2023
08.12.2023

Особенности видов тактики в различных
видах соревнований по спортивному
ориентированию

2

32

7.12.2023

ОФП. Бег на 1000м

2

33

12.12.2023

Пешеходный туризм
ОФП
Техника движения по различным рельефам

38
10
2

34

Способы передвижения

2

35

13.12.2023
15.12.2023
14.12.2023

ОФП. Развитие выносливости

2

36

19.12.2023

Способы передвижения по различным
рельефам

2

37

20.01.2023
22.12.2023

Наведение переправ

2

38

21.12.2023

Техника безопасности при наведение
переправ. Организация этапов

2

39

26.12.2023

Наведение параллельной переправы

2

занятие

КСОШ

беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие

на
местности

зачет

Стадион

зачет

спорт. зал
КСОШ

тестирование

практическое
занятие

Стадион

зачет

рассказ,
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие

на
местности

беседа

спорт. зал
КСОШ
Стадион

зачет

на
местности

зачет

спорт. зал
КСОШ

зачет

рассказ,
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

беседа, зачет

спорт. зал

зачет

зачет

24

КСОШ
40

27.12.2023
29.12.2023

ОФП. Развитие скоростно-силовых
способностей

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

41

28.12.2023

Наведение навесной переправы

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

42

09.01.2024

Наведение подъема

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

43

10.01.2024
12.01.2024

Наведение спуска

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

44

11.01.2024

ОФП. Подвижные игры

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

45

16.01.2024

Наведение траверса склона

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

46

17.01.2024
19.01.2024

Последовательность командных действий при
работе на технических этапах.

4

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

47

18.01.2024

Работа в связках

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

48

23.01.2024

Командная страховка

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

49

24.01.2024
26.01.2024

ОФП. Подвижные игры

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

50

30.01.2024

Виды страховки. Сопровождение

2

практическое

спорт. зал

зачет

25

занятие

КСОШ

51

31.01.2024
1.02.2024

Командное прохождение технических этапов

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

52

01.02.2024
06.02.2024

Организация страховки и самостраховки

4

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

53

7.02.2024
09.02.2024

ОФП. Спортивные игры. Пионербол

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

54

08.02.2024

Распределение скоростно-силовых качеств

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

Лыжный туризм
ОФП
Лыжный туризм. Соревнования по лыжному
туризму

38
10
2

рассказ,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
рассказ,
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

беседа

стадион

зачет

стадион

зачет

спорт. зал
КСОШ
стадион

зачет
беседа, зачет

стадион

зачет

стадион

зачет

55

13.02.2024

56

14.02.2024
16.02.2024

Способы передвижения по различным
рельефам

2

57

15.02.2024

Наведение переправ

2

58

20.02.2024

ОФП. Спортивные игры. Баскетбол

2

59

21.02.2024
28.02.2024

Техника безопасности при наведение
переправ. Организация этапов

2

60

22.02.2024

Наведение параллельной переправы

2

61

27.02.2024

Наведение навесной переправы

2

26

62

29.02.2024

ОФП. Спортивные игры. Баскетбол

2

63

Наведение подъема

2

64

01.03.2024
06.03.2024
05.03.2024

Наведение спуска

2

65

07.03.2024

Наведение траверса склона

2

66

12.03.2024
14.03.2024
13.03.2024
15.03.2024
19.03.2024

Последовательность командных действий при
работе на технических этапах.
ОФП. Кроссовая подготовка

4

Работа в связках

2

Командная страховка

2

70

20.03.2024
22.03.2024
21.03.2024

Виды страховки. Сопровождение

2

71

26.03.2024

ОФП. Кроссовая подготовка

2

72

Командное прохождение технических этапов

2

Организация страховки и самостраховки

4

Распределение скоростно-силовых качеств

2

75

27.03.2024
29.03.2024
28.03.2024
02.04.2024
03.04.2024
05.04.2024
04.04.2024

ОФП. Кроссовая подготовка

2

76

09.04.2024

Тактика расстановки членов команды

2

77

10.04.2024

Школа безопасности
Составление маршрута. Изучение района

16
2

67
68
69

73
74

2

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ
стадион

зачет

стадион

зачет

стадион

зачет

стадион

зачет

спорт. зал
КСОШ
стадион

зачет

стадион

зачет

стадион

зачет

спорт. зал
КСОШ
стадион

зачет

стадион

зачет

стадион

зачет

спорт. зал
КСОШ
стадион

зачет

беседа,

спорт. зал

беседа

зачет

зачет

зачет

зачет

27

12.04.2024

маршрута

78

11.04.2024

Сигналы бедствия

2

79

16.04.2024

Коды бедствия

80

17.04.2024
19.04.2024

81

18.04.2024

82

23.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
26.04.2024

83

практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

тестирование

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

анкетирование

Передача информации на расстоянии

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

Основные правила оказания первой
медицинской помощи при различных видах
повреждений
Пожарная стометровая полоса с
препятствиями
Одевание пожарной боевой одежды. Работа с
пожарным рукавом

2

беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

беседа, анкетирование

на
местности
спорт. зал
КСОШ

тестирование, зачет

Велосипедный туризм

18

4
2

КСОШ

тестирование, зачет

спорт. зал
КСОШ

84

30.04.2024

Велосипедный туризм

2

рассказ

спорт. зал
КСОШ

беседа

85

07.05.2024

Фигурное вождение велосипеда

2

практическое
занятие

спорт. зал
КСОШ

зачет

86

08.05.2024
15.05.2024
14.05.2024

Круг. Восьмерка .Змейка. Перенос предмета.
Зигзаг
Итоговые занятия
ИТОГО:

2

практическое
занятие

на
местности

зачет

2
204

зачет

28

2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Основой
материально-технического
обеспечения
является
спортзал,
оборудованный для возможного наведения технических этапов, инвентарь и снаряжение
индивидуального и группового характера (таблицы 1,2).
Таблица 1
Личное снаряжение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Наименование

Единица
измерения

Обувь (кроссовки, кеды, ботинки на подошве «Вибрам»,
сапоги резиновые)
пар.
Носки простые и шерстяные
Теплое нижнее бельѐ
Штормовой, ветровочный костюм
Куртка тѐплая
Шапка тѐплая
Рукавички или перчатки тѐплые
Рукавицы брезентовые
Свитер тѐплый
Накидка от дождя
Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож)
Рюкзак
Страховочная система
Индивид. пакет (спички, бинт, 2табл. Обезболивающее в
непромокаемом пакете)
Карабин с муфтой
Блокировка д-10мм, 5м.
Кольцо репшнур д-6мм.
Каска
Приспособление для спуска, по вертикальным перилам
(восьмѐрка)
Приспособление для подъѐма по вертик. перилам (жумар,
кроль)
Фонарь электрический
Запасные батарейки
Компас
Лыжи беговые или туристские. Палки
Мешок непромокаемый для личных вещей

Количество

3

пар.
шт.
шт.
шт.
шт.
пар.
пар.
шт.
шт.
комплект
шт.
комплект
комплект

4
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

4
1
2
1
1

шт.

1

шт.
шт.
шт.
шара
шт.

1
2
1
1
1

Таблица 2
Групповое снаряжение
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Котлы
Топор
Нож
Часы ручные механические
Свечи стеариновые
Сухой спирт
Фляга для воды 1,5-2л.
Палатка 4-6 местная с непромокаемым тентом

Единица
измерения
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
табл.
шт.
шт.

2л на чел.
3
6
4
4-6
2 упаковки
1 на 3-х человек
3 на гр. 15 человек

Блокнот, ручка, линейка
Верѐвка основная диаметром 10мм, 40м.
Верѐвка основная д-12мм, 40м.
Карабин с муфтой
Система для транспортировки пострадавшего
Блок ролики
Петли двойные, д-10мм, 3-5м.
Полотно для изготовления носилок
Медицинская аптечка
Ремонтный набор
Спальники
Коврики
Костровые принадлежности (тросик и т.д.) из металла
Фотоаппарат
Картографический материал
Курвиметр
Горелка
Пила двуручная

комплект
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
комплект
комплект
шт.
шт.
комплект
шт
комплект
шт.
шт.
шт.

1 комплект на 5 чел
3 шт. на 7 чел.
2
20
3
6
8
3
1 на 8 чел.
1
1 на обучающегося
1 на обучающегося
комплект
1
комплект
1 на 3 чел.
2
2

Наименование

Количество

2.2.2. Информационное обеспечение
Для успешного учебно-воспитательного процесса и полной реализации программы
необходимо:
- планы-конспекты занятий;
- методические сборники и литература по данному направлению;
- методические разработки по спортивному туризму;
- схемы и таблицы для учебных занятий;
- нормативные документы по спортивному туризму (правила соревнований, разрядные
квалификационные требования, регламенты по всем дистанциям);
- тестовые задания и упражнения по всем разделам программы;
- раздаточный материал (карточки, бланки тестовых заданий);
-видеоматериалы по спортивному туризму;
-фотоматериалы по спортивному туризму;
30

- интернет источники.
2.2.3 Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог по туризму Мартынов Денис Геннадьевич: образование
средне-спецыальное, прошел профессиональную переподготовку в 2018 г.,
специальность по диплому «Педагогик дополнительного образования детей и взрослых»
Общий стаж работы -7 лет, педагогический стаж- 4 года, стаж работы в данном
учреждении- 1 год.
Мартынов Денис Геннадьевич прошел необходимую туристско-спортивную
подготовку: опыт участия в соревнованиях по спортивному туризму (дистанция пешеходная- лыжная- велосипедная: личная, связка, группа), школа безопасности,
спортивному ориентированию.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и
фиксируются в формах: аналитическая справка, видеозапись, грамота, журнал
посещаемости, маршрутный лист, материал
анкетирования
и
тестирования,
методическая разработка, портфолио, соревнований, фото, отзыв детей и родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные
результаты,
в
соответствии
с
целью
программы,
демонстрируются в формах: аналитический материал по итогам проведения
соревнований, аналитическая справка, открытое занятие, отчет итоговый, слет,
соревнование.
2.4 Оценочные материалы
Перечень (пакет) диагностических методик,
позволяющих определить достижение обучающимися
планируемых результатов
Уровень спортивного и технического мастерства проверяется на соревнованиях
областного, районного масштабов и оценивается в присвоении спортивных разрядов и
званий согласно ЕВСК (Единая всероссийская спортивная классификация)(Приложение 1)
Диагностический инструментарий, используемый при определении качества
знаний, умений и навыков обучающихся:
- Единая всероссийская спортивная классификация (приложение 1);
- Тесты «Что берем с собой в поход?», «На выживание для юных туристов», «Тест-загадка
по топографии»; - Викторины «Карта», «Медицина», «Питание», «Снаряжение».
Уровень
социальной
адаптивности,
степень
самореализации,
самооценки,
самоопределения, самоактуализации обучающихся диагностируется с помощью
психолого-педагогического инструментария (Приложение 2):
- опросники социально психологической адаптивности, «Готовность подростков к выбору
профессии»;
- Анкета «Я и смысл моей жизни»;
- Методика «Самооценка личности старшеклассника»;
- Диагностика самоактуализации личности;
- Методика изучения социализированности личности подростка (М.И.Рожковой);
- Методика «Ситуация выбора» (Л.В.Байбородова);
-Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
-Тест «Круги»;
-Методика «Изучение скорости мышления»
31

-Методика «Исключение лишнего».
2.5 Методические материалы
− методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; игровой, дискуссионный;
воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация ;
− формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая
и групповая; категории обучающихся дети, не имеющие показания врача к занятиям
спортом;
− формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными
людьми, диспут, защита проектов, игра, открытое занятие, поход, практическое занятие,
представление, презентация, семинар, соревнование, турнир, чемпионат, экскурсия,
эстафета.
− педагогические технологии: технология индивидуализации обучения,
технология
группового
обучения,
технология коллективного взаимообучения,
технология блочно-модульного обучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология
дистанционного
обучения,
технология игровой деятельности, коммуникативная
технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, , технология
решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты.
− алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его
этапов);
1. этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности.
Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная
задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступить следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей
и отношений в объекте изучения.
Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание: пробные
практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснований.
32

3. Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение условия новых
знаний и способов действий. Содержание: тренировочные упражнения, задания, которые
выполняются самостоятельно детьми.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание: беседа и практические задания.
5. этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
6. этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу
последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии, что нового
узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят за учебную работу.
7. этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание: оценивается работоспособность, психологическое состояние,
результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8. этап: информационный.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж
по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
− дидактические материалы (раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.)

33

2.6 Список литературы
2.6.1 Основная и дополнительная
Основная литература:
1. Барчуков И. С. Социально-культурная деятельность и туризм: Учебное пособие. СПб,
ООО «Книжный дом», 2004. – 46 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб, Питер, 2002. – 212 с.
3. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,2003, №4.-с. 44-45
4. Горелов А.А. Безопасность человека в природных условиях. – СПб, СПбГАФК им. П.Ф.
Лесгафта, 2004. – 98 с.
5. Кудряшов Е.В. Спортивная ориентация и отбор в системе многолетней подготовки,
Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко Институт
физического воспитания и спорта. – 2005. – 156 с.
6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 3е изд., стереотип. – М.,
Советский спорт, 2007. – с. 311- 488.
7. Методические рекомендации по диагностическому обеспечению программ внеурочной
деятельности / авт.-сост. Л.А. Латыпова. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 44 с.
8. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика,
проблемы, перспективы,-2004, №1.-с. 26-30.
9. Основы туристской деятельности / сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000. – 150 с.
10. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Вып. 4, -М., ЦДЮТиК МО РФ,
2003.
11. Селуянов В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.,
СпортАкадемПресс, 2000. – 123 с.
12. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная,
Советский спорт, 2008 г.- 620с.
13.Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебнометодическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004.
14. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных
туристов./Г.С.Усыскин М., 2001. – 51 с.
15. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г )
16. Федотов Ю.Ф. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник, Издательство:
Советский спорт, 2004. – 364с
17. Черныш И.В. Энциклопедия выживания. – М.,Айрис- Пресс, 2002. – 415 с.

34

Дополнительная литература:
1.Алешин В.М. Туристская топография./ В.М.Алѐшин, М., Профиздат, 1985. – 95с.
2.Агеевец В.У., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных
нравственных качеств и социальной активности личности / Спорт в современном
обществе. М., ФИС, 1980. – 115 с.
2. Бардин, К.В. Азбука туризма./ К.В.Бардин М., Просвещение, 1981. – 81 с.
3. Константинов, Ю.С. Туристские соревнования учащихся. /Ю.С. Константинов, М.,
1995. – 327 с.
4. Куликов В. Топография и ориентирование в туристическом путешествии./В. Куликов,
М., 1997. – 112 с.
5. Куприн A.M. Умей ориентироваться на местности./А.М.Куприянов М., 1972. – 153 с.
6. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд./под ред. А.М. Прохорова. – М.:
Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб, «Норинт», 1998. – 1456
с.: ил.
7. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие. М., Нолидж, 1996.
– 312 с.

2.6.2 Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)
1. Большой советский атлас мира. - Оцифрованное изд. Т. 2. - М.: [Главлит], 1939
2. Карта Ясненского района
2.6.3 Интернет-ресурсы:
1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций
человекосообразности. [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт –
Хроника бытия; 02.03.2012 г. – http://khutorskoy.ru /be/2012/0302/index.htm - Проверено
29.11.2012

35

Летний каникулярный период (лагерная смена 21 день)
№,п/п

Название раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.
1.1

Введение
Информация о работе объединения,
техника безопасности

2
2

1
1

1
1

2.
2.1

Специальная туристская подготовка
Страховочная система. Применение
страховочной системы
Специальное снаряжение

6
2

1

1

2

1

1

Виды карабинов. Правила пользования 2
карабинами. Применение карабинов
Правила укладки рюкзака
2

1

1

1

1

2.2
2.3
2.4

Содержание. Формы
контроля / аттестации
Информация о работе
объединения, техника
безопасности при
проведении занятий в
помещении, на улице, при
преодолении естественных
препятствий
Виды страховочных систем и
их применения.
Применения специального
снаряжения.
Изучения разновидности
карабинов их применения.
Виды рюкзаков и
правильность укладки вещей
и груза.

3.
3.1

Пешеходный туризм
Техника передвижения по жердям и
кочкам.

8
2

1

1

Командное прохождение
дистанции

3.2

Навесная переправа

2

1

1

Переправа через реку, овраг по бревну. 2

1

1

1

1

Наведение
этапов.
Командная работа на этапах
Последовательность личных
и командных действий при
наведении
этапов.
Техническая вариативность
наведения этапов навесная
переправа,
Наведение
этапов.
Командная работа на этапах
Последовательность личных
и командных действий при
наведении
этапов.
Техническая вариативность
наведения этапов бревно
Наведение
этапов.
Командная работа на этапах.
Техническая вариативность
наведения
этапов
(параллельные веревки).

3.3

3.4

4

Переправа по веревке с перилами

2

Итоговое занятие.

2

Итого часов:

18

Подведение итогов.
Соревнования.
9

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».