Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Центр «Ровесник»
Принято
решением педагогического Совета
МБУ ДО Центр «Ровесник»
Протокол №1 от «08» сентября 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО Центр «Ровесник»
_______________________О.В.Пахомова
Приказ № 33-О от «08» сентября 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса
в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования
Центр «Ровесник»
ЗАТО Комаровский
2025
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее - Положение) регулирует организацию
образовательного процесса, в том числе с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в МБУДО Центр
«Ровесник» (далее - Центр).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №
273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (ред. 4 августа 2023);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678р) (ред. от 15.05. 2023 г. № 1230-р);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ» (от 23 августа 2017
г. № 816);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
- Постановлением государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(с изменениями на 30 декабря 2022 года);
- Указом Губернатора Оренбургской области «О дополнительных
мерах поддержки военнослужащих, заключивших контракт о прохождении
военной службы и принимающих (принимавших) участие в специальной
военной операции, и членов их семей (от 19.07.2023 № 357-ук);
- Уставом МБУ ДО Центр «Ровесник» от 23.06.2016.г. №14-п,
- локальными и правовыми актами, регламентирующими деятельность
учреждения, настоящим Положением.
1.3.
Положение регулирует организацию и осуществление
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, в том числе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов.
1.4. Положение является обязательным к исполнению для
творческих объединений, осуществляющих образовательную деятельность
по дополнительным общеобразовательным программам.
2
1.5.
Предоставление образовательных услуг по дополнительным
общеобразовательным программам осуществляется в течение всего
календарного года, включая каникулярное время.
2
Организация образовательного процесса
2.1. Организация образовательного процесса осуществляется в
соответствии с годовым календарным учебным графиком МБУ ДО Центр
«Ровесник», утвержденными дополнительными общеобразовательными
программами и расписанием занятий.
2.2. Единицей измерения учебного времени и основной формой
организации образовательного процесса в Центре является учебное занятие.
2.3. Учебные занятия проводятся на базе МБУДО Центр
«Ровесник» и МБОУ Комаровская СОШ (спортзал, стадион) на основе
договора безвозмездной аренды.
Учебный год в Центре начинается с 15 сентября. Если первый
учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный
год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
2.4. Продолжительность учебного года определяется Уставом МБУДО
Центр «Ровесник» - с 15 сентября по 15 мая и составляет 34 учебные недели.
2.5. Учебные
занятия
проводятся
в
объединениях
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности
(социально-гуманитарной,
художественной,
физкультурно-спортивной, технической и туристско - краеведческой).
2.6. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их при наличии свободных мест и после
пройденного собеседования с педагогом дополнительного образования.
2.7. Обучение в Центре ведется ежедневно, включая субботу и
воскресенье согласно утвержденному расписанию. Выходные дни нерабочие праздничные дни, установленные законодательством Российской
Федерации.
2.8. Занятия в Центре начинаются не ранее 8:00 и заканчиваются не
позднее 20:00.
2.9. Продолжительность
учебного
занятия
соответствует
академическому часу и устанавливается в зависимости от возрастных и
психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с
учетом санитарных норм и правил.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах и
составляет 20-45 минут:
• дошкольный возраст - 20 -25 минут;
• школьный возраст – 40 - 45 минут.
В целях недопущения перегрузок и сохранения здоровья детей между
занятиями вводятся обязательные перерывы продолжительностью 5-10 минут
для отдыха детей между каждым занятием. (СанПиН 2.4.43172-14 от 4 июля
2014г №41 - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей) (Во время онлайн-занятий с
проведением динамических пауз, гимнастикой для глаз).
3
Продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х
академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4
академических часов в день.
Проведение занятий в группах, где обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья, не более 40 минут.
2.10. Продолжительность перемен между занятиями должна быть не
менее 10 минут.
2.11. Занятия в творческих объединениях могут проводиться со
всем составом объединения, группой, микрогруппой, группой переменного
состава, индивидуально в зависимости от условий реализации
дополнительной общеобразовательной программы:
- индивидуальные занятия - 1-2 обучающихся;
- занятия в микрогруппе - 5-6 обучающихся;
- занятия в группе - 12-15 обучающихся;
- занятия в группе переменного состава - не менее 20 обучающихся.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
численный состав объединения составляет:
- индивидуальные занятия - 1-2 обучающихся;
- занятия в микрогруппах - 3-5 обучающихся;
- занятия в группах - 8-10 обучающихся;
- занятия в группе переменного состава - не менее 10 обучающихся.
Для детей дошкольного возраста численный состав объединения
составляет:
- индивидуальные занятия - 1–2 обучающихся;
- занятия в микрогруппах - 5–6 обучающихся;
- занятия в группах - 7–10 обучающихся.
2.13. Учреждение организует образовательный процесс в
соответствии с индивидуальным учебным планом в следующих случаях:
а) в соответствии с условиями реализации дополнительной
общеобразовательной программы (художественной направленности: вокал,
инструмент), предполагающей индивидуальное обучение;
б) с обучающимися, у которых выявлен высокий уровень развития
способностей, которые проявляют общую или специальную одаренность
к какому-либо виду деятельности (третий и более год обучения);
в) с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
различными нарушениями в психофизическом развитии.
2.14. Индивидуальный учебный план разрабатывается для
отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного
плана образовательной организации (составляет не более 30% от
педагогической нагрузки педагогов дополнительного образования).
2.15. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных группах, индивидуально, в том
числе и по месту жительства обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья.
4
2.16. Рекомендуемая кратность занятий и их продолжительность
приведены в Приложении 1.
2.17. Количество обучающихся в объединении, их возрастные
категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении
зависят от направленности дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (Приложение 1) и определяются с учетом
муниципального
задания, распорядительных актов министерства
образования.
2.18. Учебные занятия должны включать различные формы
двигательной активности. В середине занятия необходимо предусмотреть
перерыв для проведения комплекса упражнений в целях профилактики
зрительного утомления, повышения активности центральной нервной
системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц
туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
2.19.
После каждого занятия спортивный, хореографический,
музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
2.20. Изменение расписания занятий возможно только на
основании Приказа директора МБУ ДО Центр «Ровесник»
3.Организация образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
3.1. При реализации образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
должны соблюдаться следующие требования:
а) Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели
и иные средства отображения информации, а также компьютеры,
ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения
(далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по
эксплуатации (или) техническим паспортом.
б) Использование ЭСО должно осуществляться при условии их
соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим
требованиям
к
продукции
(товарам),
подлежащей
санитарноэпидемиологическому надзору (контролю).
3.2. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов,
программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия,
предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на
экране.
3.3. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора
персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см.
3.4. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов
возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.5. Одновременное использование детьми на занятиях более двух
различных ЭСО (интерактивная доска и персональный
компьютер,
интерактивная доска и планшет) не допускается.
3.6. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО
должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50
5
см. Использование планшетов предполагает их размещение на столе под
углом наклона 30°.
3.7. В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с
компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть
естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем
столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося
должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука)
или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности
экрана.
3.8. Для образовательных целей мобильные средства связи не
используются.
3.9. При необходимости использовать наушники время их
непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять
не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от
максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены
только для индивидуального использования.
3.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих
фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее
фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного
использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет 5-7 минут,
для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов - 15 минут.
3.11. Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не
должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет - 20 минут,
старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 7 - 8 лет - 20 минут, 9 - 10
лет 25 минут, 11 - 15 лет - 30 минут, 16 - 17лет - 35 минут.
3.12. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет
не проводятся.
4. Особенности организации учебного процесса для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
4.1. Содержание дополнительного
образования
и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной
образовательной программой.
4.2. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по программам может осуществляться на основе
программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими
соответствующую переподготовку.
4.3. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей- инвалидов образовательный процесс по
дополнительным
общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей
их психофизического развития. Кроме того, при реализации программ
создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено
6
освоение программ в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации
ребенка-инвалида и инвалида.
4.4. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии - для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации - для обучающихся детей-инвалидов.
4.5. Численный состав объединения уменьшается при включении в
него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или)
детей- инвалидов.
4.6. Численность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
4.7. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми- инвалидами может проводиться индивидуальная работа.
5. Итоговая оценка результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
5.1.
Оценка результатов по завершению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в
соответствии с Положением о порядке и периодичности проведения
аттестации обучающихся.
6. Режим работы в каникулярный период
6.1. В период школьных каникул творческие объединения ООДТДМ
могут работать по специальному расписанию с переменным составом
обучающихся.
6.2. В период школьных каникул образовательный процесс
может продолжаться в разнообразных формах работы: детские лагеря
дневного пребывания, летние профильные площадки, кружки, экспедиции,
временные творческие объединения и т.д.
6.3. В период школьных каникул ООДТДМ может реализовать
краткосрочные дополнительные общеобразовательные и досуговые
программы для постоянного или переменного состава обучающихся.
7. Мониторинг образовательной деятельности
7.1. Мониторинг образовательного процесса проводится с целью
систематического контроля за условиями и результатами реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения
директором Учреждения и действует без ограничения срока либо до внесения
соответствующих изменений и дополнений, или принятии нового Положения.
7
Приложение 1
N
п/п
Направленность
объединения
Число Число и продолжительность занятий в день
занятий в
неделю
2-3
2 по 45 мин.
1.
Техническая
1.1.
Объединения с
использованием
компьютерной техники
Художественная
Объединения
изобразительного и
декоративно-прикладного
искусства
Музыкальные и вокальные
объединения
1-3
2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;
2 по 45 мин. для остальных обучающихся
2-3
2-3
2 - 3 по 45 мин.
2 - 4 по 45 мин.
2-3
2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия);
30 - 45 мин. (индивидуальные занятия)
2.3.
Хоровые объединения
2-4
2 - 3 по 45 мин.
2.4.
Оркестровые объединения 2 - 3
30 - 45 мин. (индивидуальные занятия);
репетиция до 4-х часов с внутренним
перерывом 20 -25 мин.
2.5.
Хореографические
объединения
2-4
3.
Туристско-краеведческая
2 - 4;
1-2
2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных
обучающихся
2 - 4 по 45 мин.; занятия на местности или
поход - до 8 часов
2.
2.1.
2.2.
похода или
занятия на
местности в
месяц
5.
Физкультурно-спортивная
2 - 3 по 45 мин.
7.
Военно-патриотическая
2-4
1 - 3 по 45 мин.
занятия на местности - до 8часов
8.
Социально-гуманитарная
1-2
1 - 3 по 45 мин.
8.1.
Предшкольное развитие
2-3
1 - 4 по 30 мин.
8.2.
Дети с оппозиционно
2-4
вызывающим расстройством
(ОВР)
1 - 2 по 45 мин.
8