Паспорт Программы
Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы
Заказчик
Программы
Руководитель
Программы
Основные
разработчики
Программы
Исполнители
Программы
Комплексная программа развития «Шаг в будущее»
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр
«Ровесник» ЗАТО Комаровский на период 2021 -2025 г.г.
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до
2025 года
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
МБУ ДО Центр «Ровесник», воспитанники, их родители, педагогическое
общество
Директор МБУ ДО Центр «Ровесник»
Пахомова Ольга Владимировна
- Заместитель директора Ермашов С. Я.
- Методист Радаева Т. Ф.
- Социальный педагог Евтушенко С.М.
Педагогический коллектив МБУ ДО Центр «Ровесник» ЗАТО Комаровский
Сроки реализации 2021 — 2025 годы
Этапы реализации Определение приоритетных видов деятельности и возможных форм
Программы
1 этап – 2021 г.
сотрудничества с социумом; обеспечение необходимой теоретической базы
деятельности центра; определение механизмов функционирования учреждения;
подготовительный обновление нормативно-правовой базы в соответствии с направлениями
«Становление» образовательной деятельности; анализ эффективности функционирования
воспитательной системы и еѐ корректировка по социальному заказу; разработка
2 этап —
2022-2023 гг.
основной
«Обновление.
Перестройка.
Стабильное
Программы;
Разработка программ по отдельным инновационным направлениям; подбор,
повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров,
обеспечивающих реализацию программы; начало модернизации материальнотехнической базы.
развитие»
Анализ и корректировка структуры Программы; оптимизация процесса
повышения профессионального уровня подготовки педагогических кадров и
3 этап —
2024-2025 гг.
завершающий
информационного обеспечения мероприятий программы, направленных на
решение задач развития системы образования; мониторинг уровня личностного
развития участников Программы;
Итоговая аналитическая работа. Постановка задач на ближайшую перспективу.
Разработка и апробация организационно-управленческого механизма перехода
МБУ ДО Центр «Ровесник» в режим устойчивого системного развития на основе
целенаправленного обновления содержания и технологий образовательноразвивающей и досуговой деятельности, создание среды успеха для становления
и развития способностей личности к самоопределению, к самостоятельному
Цель Программы успешному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе
использования социального опыта, позволяющих
личности
стать субъектом
собственного развития.
повышение социального статуса МБУ ДО Центр «Ровесник»;
обеспечение
доступности
дополнительного
и
образования,
возможностей
достижение
получения
эффективности
обучающимися
и
качества
дополнительного образования детей;
обеспечение
межведомственного
сотрудничества
в
развитии
системы
дополнительного образования;
мониторинг состояния системы
дополнительного
образования детей по
основным направлениям деятельности;
совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования детей;
обновление, совершенствование программного–методического содержания
дополнительного образования детей, его форм, методов и технологий, разработка
Задачи Программы программ
нового
поколения,
направленных
на
развитие
инновационной
деятельности, информационных технологий;
целенаправленная работа с одаренными детьми;
формирование
многоуровневой
системы
повышения
квалификации
и
переподготовки работников МБУ ДО Центр «Ровесник», ориентированной на их
индивидуальные интересы, потребности, а также запросы образовательной сферы
города;
создание условий
для
развития и деятельности
общественных детских и
молодежных организаций.
создание имиджевой политики МБУ ДО Центр «Ровесник».
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
1. Развитие современного качества образовательных услуг:
обеспечение качества дополнительного образования;
создание условий для активизации инновационной
учреждения;
формирование единого образовательного пространства;
повышение конкурентоспособности образования;
обеспечение адресности и дифференциации образовательного процесса.
деятельности
1.2. Повышение эффективности системы управления в учреждении:
Ожидаемые
эффекты в
обучении и
воспитании в
результате
приведение нормативных правовых актов в соответствие с
законодательством;
повышение профессионального уровня управленческих кадров;
создание попечительского совета;
повышение эффективности использования бюджетных средств;
информационно-техническое
обеспечение
реализации
Программы
развития;
создание условий для формирования открытой, информационно
обеспеченной системы.
1.3. Укрепление кадрового потенциала учреждения:
реализации
Программы
обеспечение учреждения высококвалифицированными кадрами;
повышение социального статуса работников учреждения дополнительного
развития
образования детей;
подготовка педагогических работников, способных системно решать
педагогические проблемы с помощью современных технологий;
повышение профессионального мастерства педагогических кадров.
·повышение заработной платы педагогических работников.
1.4. Совершенствование информационно-методического обеспечения
образовательного процесса:
совершенствование стратегии обновления содержания образования;
развитие современного качества образовательных услуг;
обновление информационно-методических ресурсов учреждения;
повышение квалификации в области информационных технологий всех
категорий работников образования;
повышение конкурентной способности учреждения
и его социального
статуса;
формирование единого образовательного пространства.
1.5.
Совершенствование
материально-технического
обеспечения
учреждения:
рост ресурсообеспеченности учреждения;
компьютеризация учреждения с доведением до уровня современных
стандартов;
экономия материальных ресурсов;
соответствие оборудования и помещений лицензионным условиям и
современным
требованиям,
обеспечивающим
новое
содержание
дополнительного образования.
Обучающий эффект:
-создание благоприятных условий для формирования ключевых образовательных
компетентностей
познавательной,
(ценностно-смысловой,
информационной,
общекультурной,
коммуникативной,
учебно-
социально-трудовой,
личностного совершенствования);
-создание благоприятных условий для разностороннего развития личности,
удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного
образования;
-получение, расширение , углубление теоретических , практических навыков и
умений
в
области
формирования
культуры
ЗОЖ
и
безопасности
жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях.
Воспитательный эффект:
-формирование чувства гражданственности и патриотизма;
-формирование навыков культуры общения и поведения;
-формирование понимания необходимости вести здоровый образ жизни;
-формирование милосердия, толерантности;
-формирование экологической, нравственной, эстетической культуры.
Социальный эффект:
-мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;
профилактика
правонарушений, преступности, безнадзорности и беспризорности;
-правовое воспитание, профилактика негативного поведения.
Оздоровительный эффект:
-привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом;
-эффективное
оздоровление,
развитие
физических
качеств,
приобретение
необходимых навыков по выполнению физических упражнений и занятий
спортом.
Развивающий эффект:
-развитие творческих
способностей обучающихся в различных областях
деятельности;
-активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении
знаний в различных сферах жизнедеятельности человека;
Порядок и
источники
Средства бюджетов всех уровней, в т.ч.
добровольные пожертвования.
финансирования
Контроль исполнения программы в целом осуществляет администрация МБУ ДО
Порядок контроля Центр «Ровесник», органы общественно-государственного самоуправления
и отчетности по (Совет Центра), отдел образования и культуры, администрация ЗАТО
Программе
Комаровский.
Стратегия и тактика программы развития
Программа развития МБУ ДО Центр «Ровесник» на 2021-2025 годы (далее Программа) является управленческим документом по обеспечению условий для
реализации
прав
граждан
на
качественное
образование
в
соответствии
с
законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.
Программа развития:
определяет
ценностно-смысловые,
целевые,
содержательные
и
результативные приоритеты развития образовательного учреждения, задает основные
направления развития, способы и механизмы изменений.
строится на необходимости консолидированного участия в решении задач
развития образовательных учреждений всех заинтересованных в этом горожан,
государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и
предприятий ЗАТО Комаровский, независимо от типа, вида, формы собственности и
статуса.
В Программе отражены приоритеты федеральной образовательной политики,
что учтено при проектировании содержания Программы через :
- соблюдение принципов гуманизации и индивидуализации образования;
- учет потребностей государственных и общественных организаций, научных,
культурных, образовательных
учреждений
ЗАТО Комаровский
в развитии
человеческих ресурсов;
- создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся.
Разработка программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся
условий и ресурсов учреждения. При подготовке настоящей программы также
учитывались
ключевые
положения
реализуемой
Программы
.
Реализация
запланированных проектов программы развития осуществляется с учетом понимания
безусловной необходимости сохранения здоровья обучающихся.
В ходе разработки и реализации Программы педагогический коллектив
руководствуется:
идеями теории «ответственной и открытой образовательной системы», что
предусматривает максимально широкий спектр коммуникации образовательного
учреждения дополнительного образования детей с родительской общественностью и
местным сообществом, открытость для инициатив извне;
идеями концепции реалистического воспитания обучающихся , что
предусматривает построение образовательно-воспитательного процесса, в первую
очередь, адекватного интересам и потребностям
обучающихся в учреждении
дополнительного образования детей, и их родителей;
Программа развития представляет собой нормативно-организационную основу,
которая определяет стратегию совершенствования деятельности учреждения в
соответствии с развитием системы образования ЗАТО Комаровский
Цель программы
Целью программы является разработка и апробация организационноуправленческого механизма перехода МБУ ДО Центр
развития
на
устойчивого
системного
содержания
технологий образовательно-развивающей и досуговой деятельности,
создание среды успеха для становления
основе
«Ровесник» в режим
и
целенаправленного
развития способностей
обновления
личности к
самоопределению, к самостоятельному успешному решению проблем в различных
сферах
жизнедеятельности
на
основе
использования
социального
опыта,
позволяющих личности стать субъектом собственного развития.
Исполнители программы:
Управляющий совет МБУ ДО Центр «Ровесник»;
Педагогический коллектив МБУ ДО Центр «Ровесник»;
Администрация МБУ ДО Центр «Ровесник»;
Воспитанники МБУ ДО Центр «Ровесник» и их родители;
Социальные партнѐры МБУ ДО Центр «Ровесник».
Срок реализации программы: 2021 – 2025 г.г.
Программа развития учитывает:
- достигнутые результаты деятельности МБУ ДО Центр
«Ровесник»
в
традиционных для него направлениях в 2019 – 2020 г. .
- значимость развития МБУ ДО Центр «Ровесник» в системе образования
ЗАТО Комаровский;
- необходимость создания для реализации Программы развития
условий.
Организация выполнения программы осуществляется:
Педагогическим советом МБУ ДО Центр «Ровесник» ;
Методическим советом МБУ ДО Центр «Ровесник» ;
комплекса
Администрацией МБУ ДО Центр «Ровесник» .
Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на заседаниях
вышеперечисленных органов коллективного управления МБУ ДО Центр «Ровесник».
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка Программы осуществляется ежегодно в июне – августе. Все
изменения утверждаются на педагогическом совете в сентябре. Выполнение
Программы обеспечивается за счѐт бюджетного и внебюджетного финансирования.
2. Проблемный анализ текущего состояния развития
МБУ ДО Центр «Ровесник»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
"Ровесник" - учреждение дополнительного образования детей ЗАТО Комаровский.
Юридический адрес: 462781, Оренбургская обл., Ясненский р-н, ул. Южная, д.
20 а.
Тел. факс: 8 (35368) 2-64-07
E-mail: rovesnik.zato@yandex.ru
Адрес сайта: rovesnik. ucoz. org
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
"Ровесник" был основан в сентябре 2014 года путѐм слияния после реорганизации
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Юность» и муниципального
образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей
Юношеский центр «Ровесник» .
МБУ ДО Центр «Ровесник» осуществляет образовательную деятельность на
основании бессрочной лицензии серия № 1589 от 11 февраля 2015 г.
Организация
образовательной
деятельности
осуществляется
согласно
утвержденному учебному плану. В Программу развития учреждения в качестве
отдельных модулей включены воспитательная система, что является главной
особенностью документа.
Деятельность МБУ ДО Центр «Ровесник» осуществляется в режиме развития.
Устойчивый
характер
развития
сопряжѐн
с
необходимостью
непрерывного
совершенствования качества учебно-воспитательного процесса, определения задач
устойчивого развития как нормы каждодневной деятельности учреждения.
Образовательная деятельность в МБУ ДО Центр «Ровесник» ведется по 5
направленностям:
- Социально-гуманитарная (ЮВПК «Ровесник», кадетские классы, отряд ЮИД
«Дорожный патруль»);
- художественная направленность (студия современного танца «D-studio»
вокальная студия «Триумф», вокальная студия военно-патриотической песни,
вокальный казачий ансамбль «Баско», Школа барабанщиков «Акцент», Сводный
кадетский хор, мастерская «Радуга»);
- физкультурно-спортивная направленность (клуб «Гвардеец»);
- туристско-краеведческая (Туристический клуб «Горизонт»)
техническая
-
направленность
(STEAM
школа
«Интеллект»,
Студия
конструирования и моделирования «Креатив», Клуб «RoboКом» )
Среднегодовая численность воспитанников МБУ ДО Центр «Ровесник» в
2021 г. составляет — 645 чел. Из них:
дети от 4 до 14 лет 597 чел.
от 15 до 18 лет –48 чел.
Основной контингент обучающихся в МБУ ДО Центр «Ровесник» — все желающие
дети с разными способностями и возможностями в возрасте от 4 до 18 лет.
Анализ воспитанников социальных категорий:
Учебный
год
Многодетные
семьи
2018
2019
2020
85
84
84
Неполные
семьи
Детисироты
70
80
80
0
4
3
Полные
семьи
440
477
565
Подопечные
дети
0
0
2
Опыт деятельности учреждения показывает, что успешность деятельности
детских объединений во многом зависит от направленности и содержания программ и
форм социально-педагогической деятельности. Новый подход к деятельности детских
объединений, выявленные закономерности требуют обоснования новых принципов
социализации ребѐнка в учреждении дополнительного образования, применения
новых форм и методов работы, обеспечивающих формирование у детей и подростков
социального опыта.
В учреждении ребѐнок реализует не только свой творческий потенциал, но и
своѐ общественное «я», утверждает себя в обществе сверстников, взрослых,
конкретном социуме, его структурах, активно включаясь в реальную окружающую
жизнь с целью еѐ преобразования и личностного обогащения.
квалифицированный
кадровый
состав,
сложившиеся
интересные
традиции. Педагог сегодня – лидер сообщества детей и взрослых, который не диктует
свою волю, а способен содействовать ребѐнку, то есть активизировать, поддерживать,
стимулировать деятельность детей и взрослых по созидательному решению личных и
общественных проблем. Учебно-воспитательный процесс организуют 23 педагога.
Распределение педагогических работников по уровню образования
12
10
высшее образование
8
высшее педагогическое
6
среднее профессиональное
среднее педагогическое
4
2
0
2018
2019
2020
образование
высшее
Высшее
педагогическое
среднее
профессиональное
среднее
педагогическое
2018
10
8
12
3
2019
11
6
10
3
2020
9
5
6
2
Доля педагогов, имеющих профильное (педагогическое) образование
составляет 43,7%. Педагоги, имеющие непрофильное образование прошли
соответствующую
профессиональную
переподготовку
по
программе
«Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный
университет» «Профессиональная деятельность педагога дополнительного
образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта» в АНО
ДПО «Оренбургская бизнес-школа», в ООО «Региональный центр повышения
квалификации», г. Рязань, согласно профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015г. №613-н.
3 педагога, имеющие среднее профессиональное образование повышают
свой образовательный уровень, обучаясь в высших учебных заведениях на
факультете «Педагогическое образование»
Распределение педагогических работников по уровню квалификации
Аттестация педагогических работников - важный шаг на пути повышения их
профессиональной компетентности. Прохождение процедуры аттестации позволяет
педагогу увидеть свои сильные стороны и недостатки, определить перспективы
деятельности на последующий межаттестационный период.
Основными
задачами
аттестации
являются:
стимулирование
целенаправленного,
непрерывного
повышения
уровня
квалификации
педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогического
труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей
педагогических
работников;
определение
необходимости
повышения
квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня
оплаты труда.
Аттестация педагогических работников осуществлялась в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 "Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Год/
количество
Высшая категория
2018
9(41,0%)
2019
8(38,09%)
2020
5(31,5%)
Первая категория
2018
7(31,8%)
2019
7(33,3%)
2020
9(56,2%)
14 педагогических работников (87,7 %) имеют высшую и первую
квалификационную категорию.
100%
80%
60%
первая
40%
высшая
20%
0%
2018 материально-технического
2019
2020
8. Оценка
обеспечения
образовательного
процесса
Материально-техническая
база
Центра
позволяет
организовать
образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и
задачами, стоящими перед учреждением по заявленным направлениям
образовательных программ, соответствует правилам пожарной безопасности,
правилам техники безопасности и санитарным нормам и правилам по устройству и
содержанию образовательных учреждений. Учебные аудитории и кабинеты
оснащены необходимой мебелью, которая регулярно обновляется.
Информационно - техническое обеспечение позволяет перевести
образовательный и управленческий процессы на более высокий качественный
уровень.
Администрация учреждения стремится к созданию комфортных условий для
обучения и творческого развития всех обучающихся.
Всего сооружений - 3 (основное здание, тир, спортивный зал). Учебных
классов- 11, кабинетов - 3, все они соответствуют целям и задачам Учреждения,
определенным в Уставе.
Материально-технические условия Центра создают среду для организации и
проведения всех видов деятельности обучающихся, предусмотренных учебным
планом и соответствуют санитарно - гигиеническим нормам, санитарно-бытовым
условиям, пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда.
Соответствие условий учреждения требованиям Стандартов достигается
проведением организационно-технических мероприятий и подтверждается
документально:
согласованием
Паспорта
готовности
учреждения
государственными надзорными органами; результатами аттестации рабочих мест
(АРМ), паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
Учебные аудитории и кабинеты оснащены необходимой мебелью, которая
регулярно обновляется. Освещение и оборудование кабинетов соответствует
современным требованиям и обеспечивает оптимальные условия для работы.
В современных условиях обучения повышаются требования к условиям
информационно - образовательной среды (ИОС) учреждения. (ИОС) МБУ ДО
Центр «Ровесник» включает в себя совокупность: технологических средств
(компьютеры, базы данных, программные продукты и др.) и компетентности
участников образовательного процесса в решении поставленных задач с
применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В Центре функционирует локальная сеть, охватывающая кабинет директора
и учительскую, музыкальный кабинет. Мотивация к овладению информационными
технологиями и способами их применения в профессиональной деятельности у
подавляющего большинства работников высокая.
Имеющаяся компьютерная база и локальная сеть с выходом в Интернет
используются работниками МБУ ДО Центр «Ровесник»
Сайт является неотъемлемой частью информационного пространства.
Образовательный процесс Центра «Ровесник» оснащен техническими
средствами обучения:
1
2
3
4
Современные средства обучения
Компьютер (системный блок, монитор)
Ноутбук
Принтеры:
струйный
лазерный
Сканер
Количество (ед.)
19
6
10
1
9
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
Многофункциональное устройство (сканер,
копир, принтер)
Копировальный аппарат
Интерактивная доска
Проектор
Экран
Телевизор
Видеомагнитофон
DVD-плеер
Видеокамера
Сервер
Web-камера
Документ-камера
Графический планшет
Интерактивный планшет
Цифровой фотоаппарат
Цифровая видеокамера
Цифровой диктофон
Мобильный компьютерный класс
Комплект для видеосвязи
Средства связи
Факс
INTERNET Обычный модем
INTERNET Высокоскоростной модем
INTERNET Высокоскоростное соединение
Локальная сеть (начиная с 2-х единиц)
Адрес электронной почты
Адреса сайтов (может быть несколько)
Страницы (модули) сайта (разделы)
Специализированные помещения
Компьютерный класс
Серверная
Телестудия
10
0
0
4
6
4
1
0
0
0
0
0
0
0
1
2
0
0
0
Количество
Адресные данные
(ед.)
1
8 353 68-2 64-07
0
0
1
1
1
rovesnik.zato@yandex.ru
1
www.rovesnik-zato.com
34
Количество (ед.)
0
0
0
ВЫВОД: В целом, материально-техническая оснащенность Учреждения
достаточна для эффективной организации образовательного процесса в МБУ ДО Центр
«Ровесник».
Она постоянно совершенствуется и развивается, в том числе с учетом требований
обеспечения доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все помещения имеют централизованное отопление, горячее и холодное
водоснабжение, искусственное освещение, оборудованы системами автоматической
пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
Организация воспитательной работы и досуговой деятельности стала за последние
годы разнообразнее. Еѐ отличает новизна подходов, вариативность моделей, что
позволяет учреждению дополнительного образования найти свои особенности развития.
Педагогическим
коллективом
учреждения
ведѐтся
целенаправленный
поиск
информации об инновационных формах и методах работы и их пропаганда.
Реализуемые в МБУ ДО Центр «Ровесник» программы обеспечивают полноту всего
образовательного
процесса
обучающихся
всех
возрастных
групп,
создавая
содержательную и технологическую преемственность обучения.
В учреждении
реализуется 23 образовательные программы по направлениям
дополнительного образования.
Образовательный процесс в 2020 году был подкреплен методической продукцией,
разработанной педагогами. Всего за прошедший период педагогами было разработано:
- методических разработок - 14;
- другое -2;
Педагоги Центра принимали активное участие в различных методических
мероприятиях, направленных на повышение педагогической компетенции. Кроме того,
методическая деятельность педагогов была направлена на подготовку необходимой
документации к публикациям материалов в СМИ. Публикация в современном мире
научных коммуникаций является оперативным способом тиражирования и быстрого
распространения педагогического опыта, информации о результатах исследований
педагогов.
В целях повышения профессионального мастерства педагогические работники
МБУ ДО Центр «Ровесник» в отчетный период, помимо плановых курсов, выбирают
курсы по отдельным модулям, активно занимаются на дистанционных курсах, публикуют
статьи методические материалы в различных интернет – изданиях:
Учреждением проделана большая работа по программно-методическому
оснащению
учебно-воспитательного
процесса,
что
является
благоприятной
предпосылкой развития.
При всѐм разнообразии программы учреждения органично взаимосвязаны,
содержание
каждой
учитывает
возрастные
и
социально-психологические
особенности воспитанников, их интересы и потребности.
МБУ ДО Центр "Ровесник" сотрудничает с учреждениями:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
образовательные учреждения ЗАТО Комаровский
и Ясненского городского округа ;
в/ч 68545;
военный комиссариат;
ООДТДМ им. В.П. Поляничко;
военный институт г. Серпухов;
Предприятия и организации ЗАТО Комаровский;
Издательство печатной продукции "Ясненский вестник";
Министерство образования Оренбургской области;
Департамент молодежной политики Оренбургской области;
Министерство спорта и туризма Оренбургской области;
o ВООВ «Боевое братство»
Качество массовой и культурно-досуговой деятельности
На современном этапе развития образования приоритетным направлением
деятельности Центра «Ровесник» является обеспечение условий для раскрытия и
развития всех способностей и дарований, обучающихся с целью их последующей
реализации в жизни и профессиональной деятельности, что соответствует
выполнению Указа Президента РФ «Об объявлении в РФ Десятилетия Детства»
(2018-2027 гг.).
Для достижения поставленных целей, педагогический коллектив Центра
осуществляет проведение различных мероприятий, основным назначением
которых является повышение качества образовательной и творческой деятельности
обучающихся, обеспечение творческого взаимодействия и общения детей.
Функция Центра дополнительного образования заключается как в осуществлении
образовательной деятельности, участии в различных конкурсах, фестивалях, так и в
организации и проведении культурно-массовых мероприятий на территории ГО
ЗАТО Комаровский.
Праздничные и концертные программы ко Дню Знаний, Дню учителя, Дню
пожилого человека, Дню Матери, Новогодним праздникам, Дню защитника
Отечества, 8 Марта, Дню космонавтики, Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню
семьи любви и верности, Дню Российского флага», Золотой осени, Дню России.
За отчетный период обучающиеся МБУ ДО Центр «Ровесник» неоднократно
принимали самое активное участие в различных акциях, конкурсах, концертных
программах, праздничных мероприятиях и т.д.
Доля принявших участие в данных мероприятиях составляет 91,5% от
общего числа обучающихся Центра (590 человек).
В течение года в учреждении дополнительного образования проводится
систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, целью которой является создание условий для формирования у
школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и
воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В течение 2020 года воспитанниками ЮИД проведены профилактические
акции:
- «Виден - значит жив»;
- «Засветись»;
- «Осторожно гололед»:
- «Соблюдай дистанцию»;
- «Письмо водителю»;
- «Внимание дети!»;
- «Ребѐнок в автомобиле»;
- «Я соблюдаю ПДД, соблюдай и ты!» и ряд мероприятий в рамках
месячника безопасности дорожного движения.
Мероприятия в рамках проведения областных межведомственных
профилактических акций «Помоги ребенку» и «Подросток» были направлены на
предупреждение, выявление и устранение причин безнадзорности детей и
подростков, оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
защиту их прав и законных интересов, выявление фактов семейного
неблагополучия. Именно в рамках этих акций проходили беседы по профилактике
вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
Все мероприятия, планируемые и проводимые Центром «Ровесник»,
направленные на оказание действенной помощи детям с целью организации их
занятости и отвлечения от опасной для их жизни деятельности, проводятся в
полном объеме. Педагоги Центра стараются как можно больше детей охватить
всеми мероприятиями, занять их полезными делами.
Эффективность реализации образовательных программ, предусматривает
вовлечение детей и подростков в процесс патриотического воспитания.
Команда военно-патриотического клуба «Ровесник», воспитанники кадетских
классов ежегодно участвуют в областных и всероссийских мероприятиях.
В 2020 году воспитанники военно-патриотического клуба «Ровесник»
приняли участие в следующих соревнованиях:
1. 14 февраля - Зональные состязания "А ну-ка, парни!», посвященные Дню
Защитника Отечества!" (4 человека), (1 общекомандное место): (Диплом за I
общекомандное место; Грамота за II место в конкурсе «Визитная карточка»);
Грамота за II место по армреслингу; Грамота за II место в стрелковом поединке;
2. 18 февраля «Спартакиада "Кубок боевого братства", посвященный 75-годовщине
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Года Памяти и Славы» - Команда
ЮВПК ЗАТО Комаровский, Грамота за III общекомандное место в спартакиаде "Кубок боевого
братства":
Макаренко Анна, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по отжиманию;
Грамота за III место в личном зачете в соревнованиях по лыжным гонкам;
Шпилевая Полина, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по лыжным
гонкам; Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по разборке-сборке автомата АК-74;
Грамота за III место в личном зачете в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки;
Алымов Александр, Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по дартсу;
Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по разборке-сборке автомата АК-74; Грамота
за III место в личном зачете в соревнованиях по лыжным гонкам;
Тасбулатов Марсель, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по дартсу;
Кулигин Дмитрий, Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по стрельбе из
пневматической винтовки;
Борисова Полина, Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по стрельбе из
пневматической винтовки;
Платонов Петр, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по стрельбе из
пневматической винтовки; Грамота за II место в личном зачете в соревнованиях по дартсу;
Казаков Ильдар, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по стрельбе из
пневматической винтовки;
Сосновская Елизавета, Грамота за III место в личном зачете в соревнованиях
по дартсу; Грамота за III место в личном зачете в соревнованиях по разборкесборке автомата АК-74;
Тесля Артем, Грамота за I место в личном зачете в соревнованиях по
разборке-сборке автомата АК-74.
1. 27 февраля Финальные состязания "А ну-ка, парни!", посвященные Дню
защитника Отечества - Грамота за I место в конкурсе "Визитная карточка"
4. май - Благодарность за активное участие в военно-патриотических
мероприятиях местного отделения "Юнармия": Альджапарова Самира;
Андрейчикова Марина; Афонюшкин Евгений:Борисова Полина; Ирмагамбетов
Максат; Казаков Ильдар; Мальцев Кирилл; Овинов Матвей; Орго Виталий;
Парфенов Никита; Платонов Петр; Раисов Альберт; Садыков Тимерхан;
Сливницин Вадим; Сосновская Елизавета; Терещенко Анастасия; Хомяков
Александр; Цегичко Антон.
В январе 2020 года учреждение приняло участие в региональном этапе
Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности
и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе»и получили Диплом
II степени в номинации Лучший видеоролик антинаркотической направленности и
пропаганды здорового образа жизни.
Подводя итоги деятельности учреждения в целом нельзя не отметить,
обучающихся объединений художественной и физкультурно-спортивной
направленности, которые ежегодно становятся призѐрами и победителями
Всероссийских и Международных конкурсов, тем самым своими достижениями
прославляют нашу территорию:
Мастерская
«Радуга»
Спортивный
клуб «Тайфун»
апрель
3 марта
Муниципальный
конкурс рисунков,
фотографий на тему
«Я защищаю
Родину!»,
посвященный 75летию Победы в
Великой
Отечественной
войне
Открытое
первенство
Оренбургской
области по
армейскому
рукопашному бою
среди допризывной
молодежи,
посвященном 20летию подвига
6ПДР 104 ПДП 76
гв. ВДВ в возрасте
16-17 лет в весовой
категории до 70 кг
ГО ЗАТО
Комаровский
Региональная
общественная
организация
ветеранов
десантных
войск «Союз
десантников
Оренбуржья»,
г. Оренбург
Диплом за I место
Нестерова Анна, в
номинации
«ИЗОискусство», работа
«В боях погибали мы…»
Диплом за II место
Свиридова Анна, в
номинации
«ИЗОискусство», работа
«Грозно грянула война...»
Грамота за III место
Романов Дмитрий в
весовой категории
до 70 кг.
В связи с реализацией ограничительных мероприятий по COVID-19
(ограничение на проведение массовых мероприятий; закрытие границ, запрет
въезда в другие города), очное участие в различных фестивалях и конкурсах,
ранее планируемое стало невозможным, но педагоги центра нашли альтернативу в
период пандемии участию в очных конкурсах заочному:
Театр музыки и
танца
«АRT-plus»
май
2020
Всероссийский
конкурсфестиваль
«Улыбки
г.Суздаль
Диплом ГРАН ПРИ в
номинации современный
танец за номер «Рыжая
история»
России»
Театр музыки и
танца
«АRT-plus»
Театр музыки и
танца
«АRT-plus»
Театр музыки и
танца
«АRT-plus»
Вокальная
студия
«Триумф»
Вокальная
студия
«Триумф»
май
2020
Международный
Конкурсфестиваль
детского и
юношеского
творчества
«Мелодии моря»
май
2020
Международный
Конкурсфестиваль Артвояж
май
2020
Международный
Конкурсфестиваль
детского и
юношеского
творчества
«Дорога к
солнцу»
28
апреля
Международный
конкурс - для
детей и
молодежи
«Творческий
поиск»
18 мая
Международный
конкурс - для
детей и
молодежи
«Солнечный
свет»
Диплом ГРАН ПРИ в
номинации эстрадный
танец за номер «Как
прекрасен мир»
Диплом Лауреата I
степени в
номинации
современный танец
за номер «Барыня»
Диплом ГРАН ПРИ в
г. Сочи
номинации современный
танец за номер «Саванна»
Диплом Лауреата I
степени в номинации
эстрадный танец за номер
«Маленькие леди»
Диплом ГРАН ПРИ в
номинации современный
танец за номер «Концерт»
г. Казань
Диплом Лауреата I
степени в номинации
эстрадный танец за номер
«Посмотрите на звезды»
Диплом ГРАН ПРИ в
номинации современный
танец за номер «Живи в
ритме танца»
Диплом Лауреата I
степени в номинации
г. Минск
современный танец за
номер «Забавы»
Диплом Лауреата I
степени в номинации
эстрадный танец за номер
«Маленькие леди»
РИЦО
Диплом Лауреата I
Российский
степени в номинации
Инновационный «Вокальное творчество»,
Центр
конкурсная работа: «На
Образование
стиле»
г. Москва
Диплом Победителя I
степени, Чулаева Есения
в номинации «Вокальное
и инструментальное
Педагогический
творчество", конкурсная
портал
работа: «Мамины глаза»
«Солнечный
свет»
Диплом Победителя I
г.Москва
степени, Раисова Валерия
в номинации «Вокальное
и инструментальное
творчество», конкурсная
работа: «Оренбургская
паутинка»
Студия
современного
танца «DSTUDIO»
III
Международный
фестивальконкурс
детского,
юношеского и
взрослого
творчества «У
таланта в
гостях»
27
февраля
2020
Диплом Победителя I
степени, Вокальная
студия «Триумф» в
номинации «Вокальное и
инструментальное
творчество», конкурсная
работа: «Лучшая песня»
Диплом Лауреата II
степени в номинации:
«Хореография: детский
танец (ансамбль)»
конкурсный номер:
«Маленькие звезды»
Диплом Лауреата II
степени в номинации:
«Хореография: уличный
танец (ансамбль)»
конкурсный номер:
«Dancehall»
Диплом Лауреата II
степени в номинации:
«Хореография: эстрадный
(ансамбль)» конкурсный
номер: «Обретая крылья»
г. Москва
Сводные данные о количестве участников и победителей
(индивидуальные и коллективные) в мероприятиях разного уровня
по направлениям образовательной деятельности в 2020 году
физкультурно
-спортивное.
Кол-во участников
(детей)
Кол-во победителей
(детей)
Кол-во мероприятий
Кол-во мероприятий
Кол-во участников
(детей)
Кол-во победителей
(детей)
Всего мероприятий
Всего участников (детей)
Всего победителей (детей)
0
0
1
10
1
3
23
1
0
0
0
6
32
21
10
65
23
3
10
10
6
32
5
3
47
47
0
0
0
1
14
14
13
103
76
1
5
5
0
0
0
14
121
121
0
0
0
0
0
0
15
126
126
4
15
15
7
42
6
20
191
169
0
0
0
7
46
35
38
294
225
Кол-во участников
(детей)
Кол-во победителей
(детей)
Кол-во мероприятий
0
Кол-во участников
(детей)
Кол-во победителей
(детей)
Кол-во мероприятий
Всего
Кол-во победителей
(детей)
Региональный
(областной)
уровень
Федеральный
(российский)
уровень
Международн
ый уровень
Всего
туристскосоциальнокраеведческое педагогическое
Кол-во участников
(детей)
Уровень
мероприятия
художественное
Кол-во мероприятий
техническое
Сводные данные об участии детских коллективов и индивидуальных участников
в российских и международных мероприятиях в 2020 году
№
п/п
Ф.И.О. педагога
(полное)
Наименование детского
коллектива
Федеральный (российский) уровень
Международный уровень
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
мероприятий участников победителей мероприятий участников победителей
3
Бордюжа Сергей
Александрович
Студия
конструирования и
моделирования
«Креатив»
Спортивный клуб
"Тайфун
4
Долгополова
Елена Сергеевна
Вокальная студия
"Триумф"
0
0
5
Малкина Дарья
Вячеславовна
Студия современного
танца "D-studio"
0
0
0
1
12
12
Мартынов Денис
Геннадьевич
Юношеский военнопатриотический клуб
"Ровесник"
1
14
14
0
0
0
1
24
24
9
80
80
2
8
8
3
5
5
18
116
89
15
126
126
1
6
7
8
9
Алексеева Ирина
Кимовна
Молчанов
Театр музыки и танца
Владимир
"ART- PLUS"
Владимирович
Кенжегалиева
STEAM школа
Инна Олеговна
"Интеллект"
Фалелеева Ольга
STEAM школа
Михайловна
"Интеллект"
Всего
4
36
36
2
29
29
7
29
2
0
0
0
3
5
5
С наступлением 2020 года мы подошли к 75-летию Великой Победы.
Подготовка к праздничным мероприятиям началась задолго до наступления этой
даты. У педагогов Центра было много идей, планов, для реализации праздничных
мероприятий, которым не суждено было сбыться, жизнь внесла свои коррективы.
В период пандемии, COVID-19, несмотря на все трудности, мы не имеем
морального права не почтить память наших героев, подаривших нам мирное небо,
ценой своей жизни, мы обязаны передать память о Героической Победе в Великой
Отечественной войне нашим будущим поколениям. Победа не ушла в прошлое.
Это живая Победа, обращенная в настоящее и будущее. Для того чтобы в сердцах
подрастающего поколения не осталось сомнения в правильности, справедливости и
значимости этого дня, учреждением были проведены как традиционные
мероприятия, так и мероприятия в новом формате, отрадно, что во время
самоизоляции, каждый неравнодушный житель нашего городского округа, проявил
творчество, инициативу, испытывая при этом гордость и уважение этой священной
дате.
Педагогами Центра была проведена планомерная и систематическая работа
по организации праздничных мероприятий в новом формате:
Всероссийские акции:
«Георгиевская ленточка», как традиционно, так и онлайн;
«Окна Победы»;
«Бессмертный полк в родном окошке».
Медиа-акции:
«Бессмертный полк-онлайн»;
«Поздравь ветерана»;
«Поем песни Победы»;
- участие в проекте «#ПобедаИзМоегоОкна»;
участие
в
открытом
Всероссийском
онлайн-фестивале
«#СпасибоЗаПобеду»;
- были организованы флешмобы в социальных сетях на темы «Мы все равно
скажем спасибо», «Литература Победы», «Мирные окна», а также марафон
«Память жива»;
Каждый житель городского округа имел возможность, соблюдая меры
безопасности, возложить живые цветы и венки к Обелиску воинам, погибшим при
исполнении долга по Защите Отечества.
Кульминацией праздничных мероприятий этого дня была Минута молчания,
но памятные мероприятия, посвященные Юбилею Победы в ВОВ на территории
нашего городского округа не закончились и имели масштабное продолжение в
течение 2020 года.
Так, была проведена фотовыставка работ, посвященных 75 летию Победы.
Темы работ: «Брошь с Георгиевской лентой», аппликация «Окна Победы»,
«Поздравительные открытки к 9 мая»
Новые условия потребовали от нас новых решений. Самое главное, что
смогли сделать педагоги Центра – мобилизоваться и погрузиться в пространство
интернета. Мы провели образовательные мероприятия, семейные онлайнконкурсы «Мама, папа, я-спортивная семья!», игры, позволяющие вовлечь
родителей в дистанционный процесс как соучастников; подобрали проблемнотворческие задания, онлайн-мастер-классы, рассчитанные на семейное
прохождение, онлайн-задания, предполагающие, чтобы родители и дети
соревновались в поиске и интерпретации информации в Интернете.
На наш взгляд, наилучшие результаты отмечались там, где педагоги и
родители действовали согласованно, выступали в роли партнеров. Создание
единого пространства личностного развития ребенка невозможно, если усилия
педагогов и родителей осуществляются независимо друг от друга.
Педагоги Центра ищут новые формы работы, а родители активно
включаются в образовательный процесс.
Коллеги отмечают в качестве позитивных изменений - знакомство с
различными платформами, педагоги стали учиться работать на разных ресурсах,
каждый из которых требует своего подхода. Родители и дети в курсе событий,
происходящих в Центре и связанных с вопросами обучения и воспитания; родители
посещают досуговые мероприятия, не выходя из дома.
Выполненный нами анализ деятельности Центра позволил увидеть различные
тенденции, разнонаправленные процессы.
Позитивные и негативные тенденции в деятельности
учреждения
№
п/п
1.
2.
3.
Показатели
Кадровый
потенциал
Инфраструктура,
безопасность
Экономикоправовая среда
Позитивный компонент
Традиции непрерывного
повышения квалификации;
традиции творческой
деятельности учреждения,
педагогов
Выполнение капитального
ремонта основного здания
центра. Наличие систем,
обеспечивающих безопасную
эксплуатацию здания:
тревожная кнопка.
Разработки локальных
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
деятельность учреждения в
новых условиях.
Развитие платных
дополнительных
образовательных услуг в
учреждении.
Негативный
компонент
Не высокая квалификация
педагогических кадров;
Гендерное «неравновесие»
кадров; медленное
воспроизводство
педагогических и руководящих
кадров; уровень заработной
платы ниже средней по России;
разрастание феномена
профессионального выгорания;
незащищенность педагога
перед родителями, учениками
и другими внешними
субъектами отношений .
Отсутствие инновационной
деятельности
Здание тира , гаражей и
коммуникации требуют
частичного капитального
ремонта. Значительный износ
основных фондов Центра.
Наличие противоречий в
нормативно-правовой базе на
федеральном и региональном
уровне, регламентирующей
деятельность учреждения
дополнительного образования
детей.
Не развитая информационная
среда учреждения, в том числе,
с использованием электронных
ресурсов и интернеттехнологий. Недостаточный
уровень доходов населения
для развития платных
образовательных услуг.
№
п/п
4.
Показатели
Родители,
общество
5.
Ценностные
установки детей
6.
Отношение к
дополнительному
образованию
Позитивный компонент
Наличие действующей
родительской
общественности в детских
коллективах, активное
сотрудничество педагогов и
родителей. Приверженность
большинства родителей
ценностям образования.
Относительно высокий
образовательный и
культурный уровень
родителей.
Потенциально высокий
уровень образования и
культуры воспитанников .
Ценностный рост
образования; убежденность
в зависимости жизненного
успеха от собственных
способностей и усилий;
признание личностных
профессиональных качеств
человека основой карьерного
успеха; формирование
«модной» тенденции на
здоровый образ жизни;
акцент на формирование
критического мышления и
коммуникативных
компетенций, на
индивидуализацию в
образовании.
Востребованность
дополнительного
образования.
Рост спроса на предшкольное
образование в учреждении
дополнительного
образования детей.
Негативный
компонент
Низкая родительская
активность в общественном
управлении. Недостаточная
ответственность родителей за
воспитание и образование
детей.
Низкая психологопедагогическая
компетентность родителей,
преобладающая мораль
ответственности
образовательного учреждения
за детей и их образование.
Сильная зависимость между
образовательным и социальным статусом родителей и
успешностью детей.
Значительный приоритет
эгоистически потребительских
установок. Низкий уровень
физического, психосоциального , волевого
развития детей.
Отсутствие должной
инициативности, трудолюбия,
уважительного отношения к
чужой собственности,
ответственности за свои
действия.
Отсутсвие критериев качества
дополнительного образования.
Приоритет значимости
базового образования,
отношение к дополнительному
образованию как к
развлечению.
№
п/п
7.
Показатели
Негативный
компонент
Позитивный компонент
Социальнокультурная среда
Наличие практики
эффективного социального
партнерства. Успешный опыт
участия в городских,
областных социо культурных проектах.
Развитие учреждения как
многоступенчатой системы,
позволяющей осваивать
дополнительные
образовательные программы
в едином образовательном
пространстве сферы
образования, культуры,
спорта, молодежной
политики.
Ориентация на одаренных,
талантливых детей, их
поддержка.
Сокращение социальнокультурного компонента
городской среды.
Недостаточность
материальных ресурсов для
использования социальнокультурных ресурсов ЗАТО
Комаровский как
образовательного компонента.
3. Обоснование необходимости разработки программы
развития
В соответствии
с проектом
«Наша новая школа» модернизация и
инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать
конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем
своим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить
и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни. В эпоху быстрой смены технологий
должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного
образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и
возможностей его удовлетворения. Пересмотр целей образования в пользу
всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего
пересмотра, обновления и организации предметного содержания.
Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений,
навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик
сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный
подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах
ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность
личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании
окружающего мира.
Стратегическая цель государственной политики в области образования –
повышение
доступности
качественного
дополнительного
образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина. Таким образом, ключевая цель, для
достижения которой разработана программа развития, - повышение качества и
доступности дополнительного образования для детей различных направленностей.
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в
учреждение, показывают, что в группах занимаются ребята, которые существенно
отличаются друг от друга и определяет выбор модели учреждения , где
формируются условия для личностного роста воспитанников, как оптимальной в
существующих условиях.
Социальный заказ и ожидаемые результаты развития МБУ ДО
Центр «Ровесник»
Система дополнительного образования детей является открытой социальнопедагогической
системой,
не
имеющей
государственных
стандартов
(за
исключением Минимального объѐма социальных услуг по воспитанию в
образовательных учреждениях общего образования), которая развивается по пути
свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждений идей
гуманизма и демократии. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно
изменяющиеся индивидуальные, социо-культурные и образовательные потребности
детей.
Изучая социальные ожидания по отношению к учреждению, мы выделили
субъекты, участвующие в формировании социального заказа - это:
государство (Россия, Оренбургская область, ЗАТО Комаровский), которые
формируют
свой
заказ
в
виде
различных
государственную политику в области образования;
воспитанники;
их родители;
педагогическое сообщество.
документов,
определяющих
Родители воспитанников хотят, чтобы учреждение обеспечивало:
здоровый образ жизни;
новое «качество жизни», включающее в себя изменение характера труда и
его смысла, иное распределение интересов между трудом и досугом – новую
культуру досуга;
гуманистическая культура общения между людьми;
возрастающая потребность в самореализации личности, в развитии
творческих способностей, в духовном обогащении.
Воспитанники хотят, чтобы в учреждении:
было интересно заниматься;
имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия
для успешной внеурочной деятельности, общения, самореализации;
имелись
условия
для
освоения
современных
информационных
технологий.
Педагоги ожидают:
создания в центре комфортных психолого-педагогических и материальных
условий для осуществления профессиональной деятельности;
улучшения
материально-технического
обеспечения
образовательного
процесса;
создания условий для творческой самореализации
Проблемы учреждения и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития, нами были
выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы
их решения.
Проблемы
Способы решения
1
2
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
-Необходимость развития мотивации
-Поиск и апробация новых подходов к
достижений.
определению успешности обучающихся.
-Ориентация организации и содержания
-Повышение квалификации педагогов,
дополнительного образования на
стремление к реальности, требующей
воспроизведение готовых знаний, отсутствие самостоятельного решения,
поиска.
самоопределения.
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов
образовательного процесса
Личностный рост педагога и воспитанника
-Повышение компетенции педагогов в
процессе их включения в научно-Недостаточная осведомлѐнность части
исследовательскую и опытнопедагогов о результатах современных
экспериментальную работу; семинары;
исследований в области педагогики,
консультирование; сопровождение
педагогической психологии и частных методик.
профессионально-педагогической
деятельности педагогов.
-Узкопредметная направленность деятельности
-Мотивация на разработку индивидуальных и
многих педагогов, отсутствие стремления
совместных творческих проектов в рамках
интегрировать деятельность и создавать
методических объединений, их защита.
совместные творческие проекты.
-Унификация, как содержания, так и форм
деятельности воспитанников, ориентация на
-Внедрение технологий развивающего
успешность.
обучения, проектного и игрового обучения.
3. Создание в рамках Центра открытого информационного образовательного
пространства
-Прохождение педагогами курсов по
-Неготовность педагогов к использованию в
освоению современных информационных
образовательном процессе информационных технологий, по использованию
технологий.
персонального компьютера и ресурсов
глобальных информационных сетей.
-Укрепление материально-технической базы
-Отсутствие необходимой материальноЦентра и организация целенаправленной
технической базы для развития
работы по формированию функциональной
грамотности воспитанников,
функциональной информационной
грамотности воспитанников.
ориентированный на освоение современных
информационных технологий.
-Создание банка программно-методических
-Отсутствие программно-методического
материалов, мультимедиа -программ,
обеспечения, позволяющего внедрить
учебников для организации эффективной
информационные технологии в
работы по внедрению информационных
образовательный процесс.
технологий.
4. Внедрение технологий здоровьесбережения
-Низкий уровень включѐнности
-Принятие педагогическим коллективом
педагогического коллектива учреждения в
категории здоровья как профессиональной и
работу по физическому воспитанию
личностной ценности. Повышение
воспитанников; недостаточная
информированности и технологической
подготовленность педагогов по вопросам
грамотности педагога в вопросах
охраны и укрепления здоровья обучающихся. здоровьесбережения.
-Готовность материальной базы для создания -Развитие спортивной базы учреждения.
необходимого, здоровьесберегающего
Создание в рамках учреждения целостной
пространства и стимулирования условий,
здоровьесберегающей среды, охватывающей
обеспечивающих физическое развитие
физический, психический, нравственный
обучающихся.
аспекты жизни воспитанника.
Педагогическим коллективом отмечено, что для дальнейшего развития у
учреждения гораздо больше сильных сторон, чем слабых, когда как внешнее
воздействие оценено практически одинаково, как благоприятные возможности, так и
угрозы.
Стратегические задачи развития учреждения определяются следующими
выводами SWOT –анализа:
-для усиления имеющихся сильных сторон учреждения необходимо создавать
условия для реализации потенциальных возможностей всех педагогов, расширять
спектр образовательных услуг для пополнения финансовых ресурсов;
- для компенсации и уменьшения влияния слабых сторон необходимо,
создавать условия, чтобы стратегия развития
учреждения была принята всеми
членами педагогического коллектива, и каждый участвовал в ее реализации;
- чтобы противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам необходимо
создавать условия для привлечения молодых специалистов, для сохранения
конкурентноспособности, усилить работу по повышению качества образования и
созданию условий для успешной деятельности всех участников образовательного
процесса.
Концептуальные идеи, принципы и цели
развития МБУ ДО Центр «Ровесник»
4.
Гражданские
инициативы
молодежи,
вопросы
их
проектирования
и
продвижения в локальном и муниципальном социально-культурном пространстве в
регионах России актуализированы в современных условиях потребностями практики
и новой парадигмой наук социогуманитарного цикла, включая педагогические науки.
Она
характеризуется
антропологизмом,
культуросообразностью
и
социотехнологическим (проектным) подходом к решению проблем социальнокультурной сферы. Решение этих проблем требует активизации гражданских
инициатив, деятельностного социально-творческого потенциала различных категорий
населения.
На государственном уровне концепция гражданского образования реализуется с
учетом изменения приоритетов государственной молодежной политики. Они
направлены на гражданское воспитание и поддержку социально-ответственной
молодежи, умеющей заботиться о своем благополучии и , в случае необходимости,
помочь социально незащищенным людям, а также внести вклад в экологию и
культуру места своего проживания, в управление развитием своей корпорации.
Данный комплекс качеств является нормативной социально-педагогической моделью
воспитания, которая аккумулирует личностно-развивающий потенциал гражданской
инициативной деятельности. Актуальными разновидностями гражданских инициатив
являются самоуправление и добровольчество, воплощающие данную модель,
созданную с целью преодоления кризиса культурной и гражданской идентичности
молодежи. Об этом свидетельствуют «Стратегия государственной молодежной
политики
в
Российской
Федерации»,
«Концепция
содействия
развитию
благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».
Но не определены педагогические теоретико-концептуальные подходы к реализации
данной социально-педагогической модели гражданского воспитания личности в
сфере досуга.
В связи с этим особую значимость в данном проблемном поле приобретает
вопрос воспитательного значения досуга учащейся молодежи. Для учащейся
молодежи, являющихся потенциальным и реальным интеллектуальным ресурсом
общества, занимающихся энергозатратным умственным и управленческим трудом,
актуализируется проблема досуга не просто как сферы рекреации, а позитивного
деятельностного развития личности, формирования ее социально-творческого
потенциала. Все это делает значимой педагогическую проблему наполнения досуга
детей
и
молодежи.
Таким образом, педагогический коллектив видит
Миссия
МБУ ДО Центр «Ровесник»:
создание «ЦЕНТРА» в котором преобладает
осмысленный педагогический
процесс социально-культурного проектирования и продвижения гражданских
инициатив молодежи как способа гражданской социализации, развития
социального творчества на уровне личности и институтов общества с целью
повышения эффективности воспитательного процесса в социально-культурной
сфере.
Центр «Ровесник» открыт для всех и каждого, кто хочет стать
уверенным в своих силах, самодостаточным и конкурентоспособным в
рыночных условиях.
Степень разработанности проблемы.
Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что
существует определенное количество публикаций отечественных и зарубежных
ученых,
в
разных
аспектах
раскрывающих
вопросы
теории
и
практики
проектирования в системе образования, социологии, социальной педагогики,
педагогики и культурологии досуга и социально-культурной деятельности, включая
педагогику социально-культурных технологий (В.С. Безрукова, С.Б. Брижатова, Г.Г.
Волощенко, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, Е.И. Григорьева, Л.Г. Гуслякова, М.И.
Долженкова, А.С. Кондыков, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко, В.Д. Семенов, Н.В. Серегин,
В.А. Сластенин, Р.А. Трофимова, Н.Ф. Хилько, И.В. Цветкова, И.К. Шалаев, Н.О.
Яковлева, Н.Н. Ярошенко и др.).
Современное состояние проблематики детей и учащейся молодежи в
образовательных учреждениях разного уровня и типа , молодежи в целом как
социально-демографической группы общества, ее роли в развитии общества,
культуры, молодежных субкультур в зарубежной и отечественной литературе
исследованы в трудах ( В.А. Бобахо, Н.Ю. Воловой, А.С. Запесоцкого, С.Н.
Иконниковой, В.Т. Лисовского, Е.Л. Кудриной, В.С. Магуна, В.И. Матиса, О.П.
Пальцевой, М.И. Рожкова, Б.А. Федулова, Л.Б. Четыровой, Т.Б. Щепанской и др.)
Анализ деятельности показывает, что в учреждении имеется опыт успешного
обучения
подростков
и
молодежи
проектированию
и
продвижению
своих
гражданских инициатив.
Гражданские инициативы еще не являются нормой поведения для большинства
российской молодежи в связи с тем, что, кроме прочих равных условий, не изучены
педагогические
факторы
развития
современного
социально-культурного
пространства, в котором возникают и продвигаются данные инициативы . Это
касается муниципального уровня городского территориального пространства и
локального пространства конкретного учреждения образования, культуры, досуга со
своей корпоративной культурой, на которую влияют ментальные нормы и
национально-ценностное
ядро
культуры
общества
и
структура
досуговых
предпочтений молодежи.
Доказано,
что
социально-культурное
проектирование,
универсальный
организационно-педагогический
обладающий
педагогическими
инструмент
проект
–
инновирования
(личностно-развивающей,
это
,
воспитательно-
образовательной) и организационно-управленческой функциями, повышающими
реальные
возможности
творческого
развития
человека,
овладевшего
проектированием, и степень управляемости (педагогизации) социально-культурным
пространством на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях; социально-культурному
проекту в целях его эффективной реализации необходима специфическая технология
продвижения.
На методическом уровне практическая значимость программы развития
заключается в том, что систематизированы условия, способствующие эффективности
педагогического процесса проектирования и продвижения гражданских инициатив
молодежи в социально-культурном пространстве досуга включающие:
1) Реализацию воспитательно-образовательной функции проектирования с
использованием:
а) учебных планов проектной мастерской по обучению молодежи
проектированию в досуговом инициативном объединении;
б) рисунка, показывающего место модулей технологического обеспечения в
структуре работы над инициативным проектом.
2) Реализацию личностно-развивающей функции проектирования в ситуации
создания стабильной досуговой проектной группы лидеров молодежи с
применением:
а) технологии формирования такой группы, разработки ее символики;
б) принципов педагогики досуга для стабилизации состава группы и мотивации
ее участников.
1. Сущностью
гражданских
инициатив
молодежи
являются
активные,
социально-творческие действия молодежи (потенциального и реального субъекта
инициатив), отличающиеся добровольностью участия, разной степенью новизны,
интеграцией автономности и конвенциональности (партнерства), направленностью на
решение проблем конкретной местности или корпорации в целях улучшения качества
жизни.
2. Молодежь и ее лидеры являются потенциальным субъектом гражданских
инициатив в силу психовозрастных особенностей (предрасположенность к новизне,
нетерпимость к рутине) и противоречивости социально-статусных ролей; для того
чтобы стать реальным субъектом социально-творческого процесса, лидерам
молодежи необходим организационно-педагогический инструмент инновирования и
создание условий для формирования и продвижения гражданских инициатив.
3. Социально-культурное
организационно-педагогический
проектирование
инструмент
–
это
универсальный
инновирования.
Функции
проектирования способствуют оптимизации взаимодействия всех типов субъектов
проектной инициативной социально-культурной деятельности на ее разных уровнях.
Педагогическая
(личностно-развивающая)
и
организационно-управленческая
функции социально-культурного проектирования заключаются: на микроуровне – в
приобретении человеком, овладевшим проектированием, самостоятельности и опыта
в решении социально-культурных проблем и собственном саморазвитии.
4. Процесс разработки социально-культурного проекта является педагогической
технологией
развития
разрабатывающей
социально-конструктивного
проект.
Смысл
процесса
творчества
разработки
проекта
личности,
состоит
в
обнаружении, обосновании и решении проблемы, направленной на изменение,
инновацию проблемной ситуации. В результате овладения проектированием и
продвижением
проекта
у
личности
формируется
социальная
мотивация,
функциональная проектная грамотность, опыт коммуникативного взаимодействия. В
этом состоит воспитательно-образовательная функция проектирования. Педагогика
обучения молодежи и ее лидеров проектной деятельности нацелена на преодоление
ментальных рисков проектирования и перевод инноватики первого типа, где
молодежь – целевая группа проектов, в инноватику второго типа, где молодежь –
субъект своего проекта.
5. Перспективная модель МБУ ДО Центр
«Ровесник»
Стратегическое планирование строится по принципу «От будущего к
настоящему». Правильный выбор главной цели развития является основной задачей
стратегического планирования. Каким же мы видим наше будущее?
Настоящая программа развития предполагает, что в условиях развития
учреждения по расширенному сценарию, его состояние к 2018 году будет
характеризоваться следующим образом:
- обучающимся предоставляется качественное дополнительное образование,
способствующее успешному освоению ими государственных стандартов второго
поколения;
- выпускники профессионально ориентированы, имеют допрофессиональную
подготовку, конкурентоспособны в системе среднего и высшего профильного
профессионального образования;
- существует система воспитания обучающихся , соответствующая
потребностям времени;
- деятельность в детских коллективах не наносит ущерба здоровью
обучающихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных
влияний внешней среды;
- педагоги высокопрофессиональны,
применяют в своей практике
инновационные и проектные технологии обучения;
- имеется эффективная, компьютеризированная система управления,
обеспечивающая не только успешное функционирование, но и развитие
образовательной системы; используются механизмы государственно-общественного
управления образовательным учреждением;
- имеется современная материально-техническая база и пространственнопредметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации
планов развития;
- имеются широкие партнерские связи с культурными образовательными
организациями, образовательными учреждениями ЗАТО Комаровский, Ясненского
городского округа и Оренбургской области и др;
- образовательные услуги востребованы; потребители удовлетворены
дополнительными образовательными услугами, что обеспечивает высокий статус на
рынке образовательных услуг.
Контингент воспитанников 645 человек, получающих дополнительное
образование в разных формах.
Разработка программы развития осуществлена, исходя из понимания того, что
развитие носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен
многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении
всего временного периода реализации Программы.
Центр «Ровесник», реализуя программу развития, обозначает высшей
ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным направлением в своей
работе создание таких образовательных программ и условий среды, которые могли
бы обеспечить:
- доступность и качество образования;
- улучшение условий обучения обучащихся;
- сохранение здоровья обучащихся.
- совершенствование профессионализма всех категорий педагогических
работников;
- сохранение и расширение ресурсной базы для оказания образовательных
услуг за счет диверсификации источников и механизмов финансирования;
- укрепление государственно-общественного характера управления.