Средства обучения и воспитания в МБУ ДО Центр «Ровесник»
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы учреждения дополнительного образования. Являясь компонентом
учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое
влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и
развития.
Средства обучения, имеющиеся в МБУ ДО Центр «Ровесник»:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.); - электронные образовательные ресурсы (часто
называемые образовательные мультимедиа - мультимедийные учебники,
сетевые образовательные ресурсы и т.п.); - аудиовизуальные (слайды); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные;
- демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные); спортивные снаряды, мячи и т.п. Идеальные средства обучения – это те
усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для
усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические
объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного
обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники);
- Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают
современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения
(электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также
средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения
и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения:
традиционных и современных для комплексного, целенаправленного
воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную,
аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа
наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в учреждении
дополнительного
образования
для
обеспечения
образовательной
деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное
решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности
педагога и обучающегося, так и самостоятельной деятельности обучающихся
не только в рамках Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться
и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания
осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
трудовая,
музыкальнохудожественная деятельности, восприятие художественной
литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению
развивающих задач дополнительного образования. Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Средства обучения и воспитания
Образовательные области
Материально-техническое и учебно-материальное
обеспечение
Физкультурно-спортивная Спортивный инвентарь: обручи,
мячи разного
деятельность
диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания,
скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями),
шведская лестница, кольцеброс, мешочки для
равновесия,
скакалки
детские,
канат
для
перетягивания, флажки разноцветные, ленты,
секундомеры и др.,
Коммуникативная
Игрушки: - сюжетные (образные) игрушки: куклы,
деятельность
фигурки, изображающие людей и животных,
транспортные средства,
посуда, мебель и др.; - дидактические игрушки,
пособия: народные игрушки (матрешки, пирамиды,
бочонки и др.), мозаики, настольнопечатные игры; игрушки-забавы;
музыкальные
игрушки:
металлофоны, барабаны, дудки, бубенчики и др.; строительные и конструктивные материалы: наборы
строительных материалов, конструкторы, легкий
модульный материал и др.; - игрушки-самоделки из
разных материалов; - игровые модули: «Кухня»,
«Магазин»,
«Парикмахерская»
и
др.;
изобразительная
наглядность
(объемные
изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты и
др.; - дидактический материал (в том числе
раздаточный материал): - набор демонстрационных
картин «Правила дорожного движения», «Пути и
Познавательная
деятельность
средства сообщения»; - набор демонстрационных
картин «Правила пожарной безопасности»; - набор
предметных карточек «Транспорт»; - наборы
сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки
безопасности»; - набор предметных карточек
«Профессии», «Символика», печатные пособия
(картины, плакаты); - набор предметных карточек
«Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др. - книги,
энциклопедии, тематические книги.
Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть»,
«Государственные символы России» и др. Макеты
«Государственных
символов
России».
Географические карты, атласы; - демонстрационные
(макеты, стенды, модели демонстрационные); учебные приборы (песочные часы, компас и др); наборы
тематических
предметных
карточек
«Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные»,
«Птицы»,
«Мебель»,
«Бытовые
приборы»,
«Растения»,
«Грибы»,
«Ягоды»,
«Одежда»,
«Насекомые»,
«Земноводные»;
серия
демонстрационных сюжетных тематических картин
«Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир
животных»,
«Домашние
птицы»,
«Птицы»,
«Времена года»;
- напольный конструктор деревянный; - наборы
настольного конструктора; - набор счетного
материала; - счетные палочки; - комплект цифр и
букв на магнитах; набор плоскостных
геометрических фигур; наборы раздаточного
математического оборудования; - мозаика с
плоскостными
элементами
различных
геометрических форм; дидактические игры
«Цвет», «Форма», «Фигуры»;
конструкторы: "Строитель", "Автодорога", "Мастер",
"Забавные
человечки","Легодупло";
"Зоопарк",
миниконструктор;
- электромеханический конструктор "Lego Education
WeDo 2.0», - микропроцессор СмартХаб WeDo 2.0; электромотор; - датчик движения и наклона; расширенный комплект составных деталей 280 шт.;
- микроскопы, научные опыты: "Природный
фильтр", "Термометр", "Вулкан", "Горячий лед",
"Снег растущий", "Лизун", "Мохнатый гвоздь",
"Марсианин", "Котенок", "Самолет", оборудование
для
эксперементирования,
средства
для
индивидуальной защиты, электронный конструктор
"Фонтан", "Робот", электронные конструкторы
"Робот Гэри", "Паук", "Электростанция", и др.
Художественно –
- комплекты детских книг для каждого возраста; эстетическая деятельность детские энциклопедии; - иллюстрации к детской
художественной литературе; - портреты писателей,
композиторов; - мольберт; репродукции
художников;
портреты
художниковиллюстраторов; - комплект изделий народных
промыслов (матрешка, дымка); наборы
демонстрационного
материала
«Городецкая
роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка»; тематические комплекты карточек для лепки,
аппликации, - бумага для рисования; - палитра,
стаканчики,
трафареты,
кисочки,
карандаши
простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная,
картон цветной, белый, безопасные ножницы, клей
канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, доска
для работы с пластилином; - природный материал и
бросовый материал для ручного труда; - комплекты
CD-дисков с музыкальными произведениями, набор
шумовых музыкальных инструментов (музыкальные
колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка,
трещотка, барабан, погремушки), металлофон. комплекты концертных костюмов театрализованной
деятельности
Практикоориентированная Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть»,
деятельность
«Государственные символы России» и др. Макеты
«Государственных
символов
России».
Географические
карты,
атласы,
хрестоматии
Демонстрационные
(стенды,
модели
демонстрационные)
Технические средства обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Современные средства обучения
Компьютер (системный блок, монитор)
Ноутбук
Принтеры:
струйный
лазерный
Сканер
Многофункциональное устройство
(сканер, копир, принтер)
Копировальный аппарат
Интерактивная доска
Проектор
Экран
Количество (ед.)
16
6
10
1
9
1
10
0
0
4
6
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
Телевизор
Видеомагнитофон
DVD-плеер
Видеокамера
Сервер
Web-камера
Документ-камера
Графический планшет
Интерактивный планшет
Цифровой фотоаппарат
Цифровая видеокамера
Цифровой диктофон
Мобильный компьютерный класс
Комплект для видеосвязи
Средства связи
Факс
INTERNET Обычный модем
INTERNET Высокоскоростной модем
INTERNET Высокоскоростное
соединение
Локальная сеть (начиная с 2-х единиц)
Адрес электронной почты
Адреса сайтов (может быть несколько)
Страницы (модули) сайта (разделы)
Специализированные помещения
Компьютерный класс
Серверная
Телестудия
4
1
0
0
0
0
0
0
0
1
2
0
0
0
Количество
Адресные данные
(ед.)
1
8 353 68-2 64-07
0
0
1
1
1
1
rovesnik.zato@yandex.ru
www.rovesnik-zato.com
Количество (ед.)
0
0
0
Материальная база ЮВПК «Ровесник»
- стрелковый тир;
- тренажерный зал;
- учебный кабинет;
- общевойсковая полоса препятствий;
- туристическая полоса.
Оборудование
- 8 учебных автоматов «АК-74»;
- 3 турника;
- 9 пневматических винтовок;
- 50 комплектов военной формы;
- 14 учебных гранат;
- 10 ОЗК;
- комплект универсальных
медицинских шин для проведения
занятий по оказанию доврачебной
помощи;
- 10 противогазов;
- 20 стендов с наглядными пособиями
для проведения занятий;
- 2 винтовки «Вальтер»;
- музыкальный центр;
- 2 стрелковых костюма;
- 2 пневматических пистолета;
- 50 скакалок;
- видеокамера;
- 3 телевизора;
- 1 компьютер;
- электронный стрелковый тир.
Данная материально-техническая база и ее эффективное использование
способствуют созданию необходимых условий для всестороннего развития
обучающихся, организации их позитивного досуга, приобщению к здоровому
образу жизни, активизации деятельности студий и клубов в учреждении
дополнительного образования.
Цель и задачи воспитательной работы
Цель: Воспитание конкурентоспособной личности, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины через ее восхождение к собственной
индивидуальности, мастерству и творчеству, культуре и духовности.
Задачи:
- формирование единого воспитательного пространства Учреждения; развитие воспитательного потенциала Учреждения;
- создание эффективной гуманистической воспитательной системы;
- обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах
ребенка;
- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в
детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности,
распространения информации, причиняющей вред детскому здоровью и
развитию;
- содействие семейному воспитанию, улучшению условий
жизнедеятельности семей с детьми, расширению просветительской
деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и
общественности;
- повышение педагогической компетентности родителей.
МБУ ДО Центр «Ровесник» представляет собой социально образовательный ресурс, способный удовлетворить постоянно растущие
потребности общества и государства, посредством предоставления широкого
спектра услуг, обеспечивающих ребенку:
- свободу выбора творческих объединений по интересам;
- условий для творческого развития; - адаптации к социальным
изменениям;
- приобщения к культурным ценностям человечества.
Основные предпосылки
деятельности Учреждения:
разработки
концепции
воспитательной
- приоритетность задач воспитания, обозначенных в законодательных
документах, формулирующих государственную политику в сфере воспитания
и дополнительного образования (Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»; Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О
направлении Программы» (вместе с «Программой развития воспитательной
компоненты в общеобразовательных учреждениях»);
- региональные особенности Оренбургского края:
- многонациональный состав населения;
- приграничность географического положения края;
- аграрная направленность экономики региона;
- оптимальные условия для развития современного воспитательного
пространства: - богатое культурно-историческое и педагогическое наследие;
- традиционная востребованность образования;
поддержка
детства
государственными
органами
власти,
гражданскими институтами и общественными организациями;
- межведомственное взаимодействие в решении задач воспитания
подрастающего поколения.
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются
на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социальноактивной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в
изменяющихся условиях общественной жизни.
Результаты воспитательной деятельности
Воспитательная деятельность способствует выполнению заданной ему
миссии:
- воспитание жизнестойкой и конкурентоспособной личности через ее
восхождение к собственной индивидуальности, мастерству и творчеству,
культуре и духовности;
- удовлетворению социального заказа потребителей образовательных
услуг Учреждения;
- разработке и использованию диагностического инструментария
эффективности воспитательной работы в Учреждении;
оптимизации
межличностных
отношений
участников
воспитательного процесса: педагог-ребенок, педагог-педагог, педагогродитель, ребенок- ребенок, ребенок-родитель.
В МБУ ДО Центр «Ровесник» созданы и работают 15 объединений
(в них 58 групп):
1
Направления
Названия объединений
Социальнопедагогическое
№
Кадетские классы
ЮИД
Юношеский военнопатриотический клуб
5 «К»
6 «К»
7 «К»
8 «К»
9 «К»
Отряд «Дорожный патруль»
1 отряд
2 отряд
3 отряд
4 отряд
2
Художественное
Итого по направлению
Мастерская
изобразительного искусства
Танцевальная студии
Вокальные студии
3
Физкультурноспортивное
Вокальный ансамбль
Школа барабанщиков
Хор
Итого по направлению
Мастерская «Радуга»
Студия современного танца
«D-студия»
Вокальная студия «Триумф»
Вокальная студия
Военно-патриотической песни
«Баско»
«Акцент»
Сводный кадетский хор
Спортивный клуб
Туристскокраеведческое
Техническое
Итого по направлению
ИТОГО:
6
4
1
1
1
1
17
«Гвардеец»
2
1
Туристический клуб
«Горизонт»
Итого по направлению
5
3
2
Итого по направлению
4
Количество
групп
9
9
9
6
4
6
8
12
12
12
19
1
STEAM-школа
Техническое
моделирование и
конструирование
Клуб робототехники
«Интеллект»
14
«Креатив»
3
«RoboKom»
2
19
58